heninen.net
heninen.netSuomi | Русский
since 1997News from The Site    On This Day in History

Lutheran churches in Petrosavodsk

October 18, 2009. Lutheran church in Petrosavodsk

Photos
Video

The first Lutheran church in Petrozavodskaya Sloboda was built in the beginning of XVIII century to serve religious needs of foreign experts that came to build iron mills.

A wooden "German Kirk" was built at the intersection of Vytegorsky Track (now "Pravda" Street) and Kladbischenskaya Street (now Volkhovskaya Street). It had traditional bell-tower with a steeple. Around it was a "German" cemetery bordered by the wooden (later - iron) fence.

In 1730 foreign experts moved away and the church begun to decay.

In 1790 by the edict of Ekaterine the Great there has been formed a six-company jäger battalion from landless Finnish peasants from Viborg Gubernia. Though the battalion establishment did not suppose to have a priest, this battalion had a Lutheran priest "because of many Lutheran officers in Petrozavodsk the priest is needed not only by Finns".

By that time the old Lutheran church was not used. The cemetery territory was closely surrounded by town buildings, though till the beginning of 1930s iron cast memorials still exist on the "old German cemetery".

By the middle of XIX century there lived about 100 Lutherans (Finns and Germans) in Petrozavodsk. In 1858 Lutheran Parish of Olonets Gubernia was formed and from 1865 Petrozavodsk became a center of the parish. A petition with the request to build a Lutheran church in the town was presented to Olonets governor Uly Arsen'ev.

The new church could not be built at the old place as new regulations demand that any "other religions buildings" could not be built closer than 103 sagenes (about 700 feet) to the nearest Orthodox church. New place for the Lutheran church was chosen at the territory of "The Governor Garden" at the corner of Drevlyanskaya (since 1902 - Gogolevskaya) Street and Angliyskaya (English) Street (now part of Engels street). The wood for construction was given for free.

The new church (project by Petrozavodsk architect Mikhail Marcov) was laid in 1869 and fully finished by 1871. But Governor administration architectural department did not allow to open it till nearby territory fully organized.

In July 5th 1873 a new place for Lutheran cemetery was opened - between Neglinka Orthodox and Jewish cemeteries.

In August 5th 1873 the Lutheran church was consecrated at last but in 1889 it burned out due to the flue defects.

In August 1st 1890 a new petition with the request to build a new church was presented and in February 1891 architectural department approved construction on almost the same project (only furnaces construction and facade decorations were changed). Once again the wood was given from government resources.

In 1891 the Lutheran church was restored on the old place. A small priest house was built to the right of it.

In 1893 a new Lutheran cemetery was opened - on the third mile of St-Petersburg Track (now Pervomaysky Prospect) on the high sandy hill to the left from the road. It was used till the end of 1920s.

After proclamation of independence of Finland the Lutheran parish has diminished sufficiently. Repression on the believers begun. The church was working till October 1923.

In March 1925 the building of the Lutheran church was transferred to the Counsel of Sport.

As the new Peasant House, built to the left from the church, did not match it in style, in the summer 1927 the church building was dismantled and put together again almost in the same shape on a new place some hundred meters from the old one (new Gertsen Street). It was used as the city House of Sport. In 1940-1960 the building was used by draft office, later on - till nowadays - by different sport organizations. In 1990's the building took fire, but was restored.

In 1941-1944 in Sulashgora village (now part of Petrozavodsk) there had been a Lutheran church. Later the building was used as People's House.

In the July 31, 1969 a parish of Estonian Evangelical Lutheran Church was registered in Petrozavodsk. On January 22nd 1970 it bought a wooden building on the suburb of the city (Gvardeyskaya Street, 59) to be used as Prayers House.

The first service was held in February 2, 1970, but it was allowed to carry christening, marriages and funeral services only from 1975. And till 1979 it was necessary to get permission for every service.

In 1981 it was allowed to build a lutheran church. It was built to replace the existed Prayers House and consecrated in December 18, 1983 by Archbishop of Estonian Evangelical Lutheran Church Edgar Hark.

In 1989 has been begun building of the Parish Hall, which consecrated in October 22, 1990 by Archbishop of Estonian Evangelical Lutheran Church Kuno Pajula.

After disintegration of the Soviet Union the Lutheran parish in 1992 became a part of newly created Ingria Evangelical Lutheran Church. Later the question of building a new church was raised and a project of the new church was created.

On September 11, 2004 in the park near the Lososinka river (at the corner of Krasnoarmeyskaya str. and Drevlyanskaya emb.) there took place the consecration of the place for the new church. The church project was created by the architect from Savonlinna (Finland) Keijo Tolppa.

The core stone blessing ceremony was held September 4th 2005.

September 6, 2009, the church was blessed by Ingria Evangelistic-lutheran Church bishop Aarre Kuukauppi.

© 1997–2016
Send a message to Andrew Heninen

heninen.net
heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаНовое на сайте    Этот день в истории

Лютеранские церкви Петрозаводска

18 октября 2009 года. Лютеранская церковь в Петрозаводске

Фотографии
Видео

Первая лютеранская церковь в Петрозаводской слободе была построена в начале XVIII века для нужд иностранных специалистов, прибывших на строительство завода.

Деревянная "немецкая кирка" находилась на углу Вытегорского тракта (ныне - улица "Правды") и улицы Кладбищенской (ныне - улица Волховская). Она имела традиционную колокольню с острым шпилем. Вокруг располагалось "немецкое" кладбище, огороженное деревянной, а позднее и металлической оградой.

В 1730-х годах иностранные специалисты разъехались, и церковь начала приходить в упадок.

В 1790 году по указу Екатерины II в Петрозаводске был сформирован шестиротный егерский батальон из безземельных финских крестьян Выборгской губернии. При батальоне состоял пастор, хотя "по общим о батальонах штатам пастора иметь не положено, который однако же по пребыванию в Петрозаводске многих лютеранского исповедания чиновников нужен там не для одних финляндцев".

Лютеранская церковь к тому времени уже не действовала. Территорию лютеранского кладбища постепенно теснили городские постройки, однако до начала 1930-х годов на так называемом "старом немецком кладбище" еще сохранялись чугунные памятники на могилах.

К середине XIX века в Петрозаводске насчитывалось около 100 лютеран - финнов и немцев. В 1858 году был основан евангелическо-лютеранский приход Олонецкой губернии, а с 1865 года Петрозаводск стал центром этого прихода. Олонецкому губернатору Юлию Арсеньеву было подано прошение о строительстве в городе лютеранской церкви.

Место прежнего расположения "немецкой" церкви уже не могло быть использовано из-за введенного запрета на строительство "иноверческих зданий" на расстоянии менее 103 сажень от ближайшего православного храма. Поэтому для лютеранской церкви был выделен новый участок - часть территории губернаторского сада, примыкавшей к углу улиц Древлянской (с 1902 года - Гоголевской) и Английской (ныне этот участок относится к улице Энгельса). Были также бесплатно предоставлены бревна для строительства.

Новая церковь была заложена в 1869 году по проекту петрозаводского архитектора Михаила Маркова и к 1871 году была полностью готова. Однако строительное отделение канцелярии губернатора не разрешало открывать ее до завершения работ по внешнему благоустройству.

5 июля 1873 года было выделено новое место под лютеранское кладбище - между православным Неглинским и еврейским.

5 августа 1873 года лютеранская церковь была, наконец, освящена, но в 1889 году сгорела из-за неисправности дымохода.

1 августа 1890 года было подано прошение о постройке новой церкви, и в феврале 1891 года строительное отделение утвердило строительство по практически прежнему проекту. Изменения были внесены лишь в конструкцию печей и в украшения фасада. Для строительства вновь был отпущен казенный лес.

В 1891 году лютеранская церковь была восстановлена на старом месте. Справа располагался небольшой домик пастора.

В 1893 году под лютеранское кладбище был выделен новый участок на третьей версте Санкт-Петербургского тракта (ныне - пр.Первомайский), на высоком песчаном бугре по левой стороне дороги. Захоронения там производились до конца 1920-х годов.

После провозглашения независимости Финляндии численность лютеранской общины сильно уменьшилась. Начались гонения на верующих. Службы в церкви продолжались до октября 1923 года.

В марте 1925 года здание лютеранской церкви было передано Совету физической культуры.

Поскольку построенный слева от лютеранской церкви Дом крестьянина плохо сочетался с ней по стилю, летом 1927 года здание церкви было разобрано, перенесено на сотню метров в глубину участка (к улице Герцена) и вновь собрано на новом фундаменте из старого материала почти в прежнем виде. В нем был размещен городской Дом физкультуры. В 1940-1960 годах в этом здании располагался военкомат, а затем, до настоящего времени - учреждения физической культуры. В 1990-х годах здание бывшей лютеранской церкви пострадало от пожара, но было отремонтировано.

В деревне Сулажгора, являющейся сейчас частью Петрозаводска, в 1941-1944 годах функционировала лютеранская церковь. В дальнейшем в этом здании размещался клуб.

31 июля 1969 года в Петрозаводске был официально зарегистрирован приход Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии. 22 января 1970 года им было приобретено бревенчатое жилое здание на самой на окраине Петрозаводска (улица Гвардейская, 59 ) для размещения в нём молитвенного дома.

Первая служба состоялась 2 февраля 1970 года, однако совершение обрядов крещения, венчания и отпевания было официально разрешено лишь в 1975 году. При этом до 1979 года на проведение каждой службы требовалось получать специальное разрешение властей.

В 1981 году был решен вопрос о строительстве лютеранской церкви. Здание было сооружено на месте молитвенного дома и освящено архиепископом Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Эдгаром Харком 18 декабря 1983 года.

В 1989 году было начато строительство приходского дома, который был освящён архиепископом Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Куно Паюла 22 октября 1990 года.

После распада СССР лютеранский приход в 1992 году вошел в состав вновь созданной Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии. В 1990-х годах был поднят вопрос о строительстве нового здания лютеранской церкви и был разработан соответствующий проект.

11 сентября 2004 года в парковом массиве у реки Лососинки, на участке примыкающем к углу улицы Красноармейской и Древлянской набережной, состоялось освящение места для строительства новой церкви. Автор проекта - архитектор из Savonlinna (Финляндия) Keijo Tolppa.

Церемония освящения закладного камня состоялась 4 сентября 2005 года.

6 сентября 2009 года церковь была освящена епископом Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии Aarre Kuukauppi.

© 1997–2016
Отправить сообщение Andrew Heninen