15 декабря 1939 года
Господин комиссар по иностранным делам Молотов!
Несколько недель тому назад господин Паасикиви и я вели переговоры с Вами и господином Сталиным. Эти переговоры касались требований, предъявленных СССР об уступке ему части нашей территории. Несмотря на то, что СССР никакого законного права на предъявление подобных требований не имеет, мы от имени Финляндского Правительства готовы были пойти на весьма далеко идущие уступки. Это мы сделали для сохранения мира. Финляндия же со своей стороны никаких пожеланий не имела.
В переговорах нам не удалось найти общей почвы. От имени Финляндии мы всё же при расставании выказали желание о продолжении переговоров до заключения договора, удовлетворяющего обе стороны.
Они однако не имели места. Вина исключительно на СССР, который был к этому не склонен. Дабы отнять возможность к этому, Вы прервали дипломатические сношения. Предложение Правительства Соединённых Штатов о посредничестве Вами было отвергнуто. Также Вы отвергли сделанное нами через Шведское Правительство Вам предложение о возобновлении переговоров, несмотря на заявление Финляндского Правительства, что оно имеет возможность сделать новые, положительные предложения в целях разрешения конфликта. В ответ на эти старания Финляндии к достижению мирного решения СССР напал на нашу мирную страну. Вдобавок ко всему остальному при этом была допущена жестокость: брошены бомбы на гражданское население, убиты женщины и дети.
Только что Вы отвергли предложение Лиги Наций о прекращении военных действий и возобновлении переговоров. Это тем более странно ввиду того, что как СССР так и Финляндия состоят членами Лиги Наций.
Этими своими поступками Вы показали, что не желаете выслушать наши предложения. Дабы избавиться от этого Вы постарались закрыть все двери между нами.
Однако сообщение по воздуху свободно. Этим путем, посредством радио, я и обращаюсь к Вам с некоторыми вопросами.
В наших переговорах Вы заявили, что исключительной целью требований СССР об уступке территории является оборона СССР и в особенности города Ленинграда от возможных нападений со стороны какой нибудь великой державы.
Было ли это Вашей действительной целью?
Если да, то сделанные Финляндией уступки были по нашему мнению достаточны для достижения этой цели. В добавок к этому мы заявили о своей готовности обсудить и более далеко идущие уступки.
Однако последующие события заставляют думать, что СССР с самого начала имел более далеко идущие стремления. Вы кажется стремились к завладению всей Финляндией, к восстановлению границ царской России.
Если это Ваша цель, то Вы можете быть уверены в том, что Финляндия будет обороняться до самого конца. Её народ не хочет потерять своей самостоятельности и свободы. Финский народ никогда не подчинится чужому игу. Не стоит стремиться к этому и под прикрытием "демократических" правительств, подобных правительству наемника Вашего Куусинена. Оно никакой поддержки в Финляндии не имеет. Рабочие Финляндии принадлежат к социал-демократической партии, которая на выборах прошлого лета получила 42,5 процента поданных голосов. Что оно также не имеет поддержки Финляндских крестьян, это должно быть Вам равно известно. За Финляндским Правительством и его политикой стоит единодушный парламент. И за парламентом стоит единодушный народ. Попытки к его разъединению безнадежны. Составление правительства Куусинена не нашло никакого отзвука по эту сторону границы.
СССР желал показать себя пионером мира. Он так же заявлял, что уважает право самоопределения маленьких народов. При недавнем посещении большой сельскохозяйственной выставки в Москве я на стене одного здания прочел крылатое слово Вашего вождя Сталина: "Ни одной пяди чужой земли не хотим, но ни вершка своей земли никому не отдадим." Настоящий момент стоит того, чтобы спасти это программное изречение от забвения.
Господни Молотов!
Как совместить эти принципы, провозглашённые СССР, с Вашим нападением на маленькую, миролюбивую Финляндию?
Прошу Вас ответить на это.
При нашем расставании в Москве мы заявили о своей готовности путем переговоров продолжить старания к достижению договора, удовлетворительного для обеих сторон. Мы все ещё готовы на это, и вместе с тем готовы, как мы Вам заявили, представить новые предложения. Эта наша готовность происходит от нашего миролюбия и желания избежать ненужного кровопролития.
Уже первые 16 дней войны показали, что она будет жестокой и потребует много жертв.
Зачем проливать кровь, пока не испытаны все остальные возможности?
Готовы ли Вы снова приступить к переговорам и таким образом на деле доказать, что Ваши принципы не являются рекламным товаром?
Господин Молотов!
Прошу Вашего ответа тем же путем как и сделан этот мой вопрос. Если ответа не будет, или если он будет отрицательным, весь мир, который уже теперь с удивлением следит за Вашими действиями, узнает ценность принципов СССР.
|