heninen.net
heninen.netSuomi | Русский
since 1997News from The Site    On This Day in History

Leander's House
by Igor Sergeev
(2006)


The National Holding Bank (Kansallis-Osake Pankki) building is one of Sortavala most remarkable creations believed to have been designed by Gottlieb Eliel Saarinen, one of the most prominent architects in Finland history. Born in Rantasalmi in 1873, he grew up in Ingermanland, where his father served as a preacher. He graduated from Helsinki Polytechnic Institute in 1897 and started his activity as architect in Gesellius-Lindgren-Saarinen bureau. This bureau was founded by young architects eager to reach their creative objectives through national-romantic trend of Scandinavian architecture.

This trend developed in the framework of the new style, which received the name of modern and reflected multiple sides of life, culture and philosophy. The style represented a mixture of modern technology achievements and a new way to fulfil functional tasks addressing at the same time medieval and popular architectural traditions. Although various forms of ancient cult and castle architecture were used within this style, the stylisation was not paramount: architects rather tried to recreate main principles of last centuries` architecture where they sought archetypes of harmony, similar to those found in nature.

Judging by the building original blueprints one can make a conclusion that it was designed at a famous Vittråsk villa at the time when the Gesellius-Lindgren-Saarinen bureau was still in existence, that is in 1903, not long before the moment when the bureau itself ceased its activities. After that, every one of architects started their “solo” carrier. Historians believe that Saarinen, however, played a main role in the building design.

1903. Leander's House 1903. Leander's House

Eliel Saarinen was one of the brilliant Finnish representatives of the new architectural style. It is worth noticing that he was permanently in contact with prominent actors of Russian cultural scene of that time, for instance with Igor Grabar, Serguei Dyagilev, Nikolai Rerih and Maxim Gorky. He was a member of the “Art World” society and was elected in 1906 a member of Petersburg Academy of Arts. His most important achievements are buildings of the Railway Station (1905–1914) and that of the National Museum (1905–1910) in Helsinki and number of dwelling houses throughout Finland. Dr.Winter`s Summer Cottage near Sortavala is also known as his creation.

Saarinen works in the USA from the end of 1920s, where he co-designs buildings with his son Eero. Such buildings as Concert Hall in Buffalo, a church in Indiana, and General Motors Technical Center are widely renowned. After his father death in 1950 Eero continued to design buildings, and his own works are also widely known. Among the renowned ones is a J.F.Kennedy International Airport in New York, the Arch in Saint-Louis and some others.

The building in Sortavala was designed to room bank offices and several apartments, including, on the second floor, the one for the bank’s president O.Leander. The construction ended in 1905.

The construction lot situation right in the downtown central part implied some responsibilities from the architectural point of view. Hence the decision to make the building asymmetrical and to visually stress the corner part of it in order to create a pronounced silhouette of roof “pincers”. Steep roofing and numerous high chimneys are its pronounced elements along with three protruding bay windows which contribute to extra expressivity. Among another exterior design parts it is worth to note the relief on main “pincers” showing an original “Tree of Life” as well as originally styled windows around the second floor of the principal facade. Such elements were proper to the modern style in architecture. The granite facing at the lower part of the building is very thoroughly performed, and the portal facing Karjalankatu (Karelian street) is especially expressive. The facing is made with granite mined locally, at the Riekkalansaari Island deposit near Sortavala.

During an alteration of the building in 1934 after Lars Sonk’s design, the window openings of the ground floor were enlarged.

In his article about "Leander's House” Karelian architect Nikolai Kuspak wrote: “...We should take a notice that not everything was successful in this work by young architects as far as general composition of the building is concerned. Facade shapes are not in complete harmony with each other, which also concerns the three bay windows, as well as window openings are a bit heteroclite in style, that is one can notice some superfluous elements in the building design. But the general expressiveness and monumentality, alongside with desire to add national features corresponding to the building important emplacement makes it one of the best and most memorable in town...”

During Soviet time "Leander's House" was used for various purposes; local police department had been quartered there for years, which irrevocably ruined the interior. In the beginning of 2000's the building accommodates one of Karelian Saving Bank branches.

As we have already mentioned, little was left from interior decoration of the building, although some details of main staircase and ceramic stoves with coloured tiles on the ground and first floors are still noteworthy, as well as are doors with originally shaped glass incrustations.

Translated by Alexandre Nikolaev

© 1997–2016
Send a message to Andrew Heninen

heninen.net
heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаНовое на сайте    Этот день в истории

Дом Леандера
статья Игоря Сергеева
(2006 год)


Одно из самых ярких архитектурных сооружений центра города Сортавала - здание Национального Акционерного Банка (Kansallis-Osake Pankki). Его архитектором считается Готтлиб Элиел Сааринен (Gottlieb Eliel Saarinen), который является одним из самых заметных архитекторов в истории Финляндии. Он родился в 1873 году в Рантасалми, детство провел в Ингерманландии (там работал пастором его отец), окончил Политехнический институт в Хельсинки в 1897 году, и начал свою деятельность в составе архитектурного бюро "Gesellius-Lindgren-Saarinen", которое было образовано молодыми архитекторами, стремившимися воплотить свои творческие планы через новое национально-романтическое направление в архитектуре северных стран.

Архитектура национального романтизма развивалась в рамках нового стиля - модерна, воплотившего различные стороны жизни, культуры и философии. Ее характерными чертами были сочетание достижений современной техники и новое решение функциональных задач, и в то же время обращение к традициям средневековой и народной архитектуры. Несмотря на то, что здесь использовались различные формы древнего культового и замкового зодчества, главным являлось не стилизация, а претворение основных принципов архитектуры прошлых столетий, в которой, как и в самой природе, архитекторы искали прообразы органичности.

На основе оригинальных чертежей здания можно сделать вывод, что оно было спроектировано на легендарной вилле Vittråsk еще во время существования "Gesellius-Lindgren-Saarinen" в 1903 году, незадолго до того, как бюро прекратило свое существование и каждый из архитекторов занялся "сольной карьерой". По мнению историков архитектуры, главная роль в проектировании здания принадлежала, тем не менее, Сааринену.

1903 год. Дом Леандера 1903 год. Дом Леандера

Сааринен являлся одним из самых ярких представителей нового архитектурного стиля в Финляндии. Можно отметить, что он поддерживал постоянные контакты с видными деятелями русской культуры - И.Э.Грабарем, С.П.Дягилевым, Н.К.Рерихом, А.М.Горьким, входил в общество "Мир искусства", был избран в 1906 году членом петербургской Академии художеств. Его наиболее значительные произведения - здания железнодорожного вокзала (1905-1914), и Национального музея (1905-1910) в Хельсинки, административные и жилые дома в Финляндии. В Сортавала известно еще одно творение архитектора - дача доктора Винтера.

С конца 1920-х годов архитектор работает в США, где позднее его соавтором стал сын Ээро (Eero Saarinen). Признание получили здания концертного зала в Баффало, церковь в Индиана и технический центр "General Motors" в Детройте. Собственные работы Ээро стали также известны после смерти отца в 1950 году. Наибольшую известность получили терминал международного аэропорта имени Дж.Кеннеди в Нью-Йорке, арка в Сент-Луисе и другие.

Здание в Сортавала было спроектировано для размещения на первом этаже помещений банка, и нескольких квартир, в том числе для директора банка О.Леандера, на втором. Строительство было закончено в 1905 году.

Градостроительное положение участка в центре города у главной площади было весьма ответственным. Отсюда возникло асимметричное решение здания с акцентом на угловую часть и с ярко выраженным силуэтом, созданным острыми "щипцами". Крутые кровли и многочисленные высокие трубы от печей являются яркими элементами внешнего облика здания, три выступающих эркера также усиливают пластическое начало. В наружной отделке следует отметить рельеф на главных "щипцах", изображающий своеобразное "древо жизни", и вокруг окна необычной формы на втором этаже главного фасада. Такие стилизованные растительные мотивы были характерны для эпохи модерна. Работа по облицовке гранитом нижних частей здания была выполнена на высоком уровне, особо выразительна форма портала на улице Karjalankatu (улица Карельская). В отделке использовался местный гранит из месторождения на острове Риеккалансаари близ Сортавала.

Здание подвергалось переделке в 1934 году по проекту известного архитектора Ларса Сонка - были увеличены оконные проемы первого этажа.

Архитектор Н.Е.Куспак писал в своей статье о "доме Леандера": "...следует отметить, что не все здесь удалось молодым архитекторам в общей композиции здания, не полностью согласованы между собой различные фасадные формы, и в том числе три эркера, несколько пестрят разнообразные формы оконных проемов... Словом, есть в архитектуре здания некоторые элементы многословия, но общий выразительный и монументальный характер с поисками национальных черт в архитектуре, отвечавший ответственному месту, делает это здание одним из лучших и запоминающихся в городе..."

В советское время "дом Леандера" использовался под различные нужды, достаточно долго там находилось районное отделение милиции, в результате чего внутренней отделке был нанесен непоправимый ущерб. В начале 2000-х годов в здание въехало отделение Сбербанка.

Как уже было сказано, от внутренней отделки здания, к сожалению, мало что сохранилось, обращают на себя детали ограждения парадной лестницы и керамические печи с цветными изразцами на первом и на втором этажах, двери со вставками стекла необычной формы.

© 1997–2016
Отправить сообщение Andrew Heninen