heninen.net
heninen.netSuomi | Русский
since 1997News from The Site    On This Day in History

Savings bank
by Igor Sergeev
(2006)


Before 1900's almost all of Sortavala was built of wood, and Turunkatu (Turku street) was no exception. Practically all of its wooden houses were destroyed in 1904 by a huge fire, and it was not until the start of the 1920s, that new buildings were rather quickly erected on this street. The possibility of buying a “vacant” lot in the downtown attracted quite a few local businesses, and the Saving Bank of Sortavala was among them.

The very idea of saving banks as a mean to socially assist the poor was accomplished in Hamburg in 1778, and similar banks started to spread around Europe. The first such bank appeared in Finland in 1823. Its charter proclaimed: “We are pursuing the goal to create a possibility for low paid workers to save money safely and at no extra costs thus contributing to awake in them a desire to save and prosper.” As the industry in general thrived in the second half of the XIX century, saving banks, with their functions substantially extended, kept appearing in Finland. By the year of 1870 there were 22 banks in towns and 11 – in villages.

A similar bank was founded in Sortavala in 1873 and had several wooden houses all around the town. For instance, starting from 1913, its office was situated in the Municipal Counselor K.Nissinen house on Karjalankatu (Karelian street), although already by the end of 1920's the bank had been lacking space. The bank management then decided to acquire the above mentioned lot #12a which belonged to the town, in order to build offices there. The holding company Sortavalan Keskus has been created by the bank, and the Veljekset Kivinen firm, which owned the neighboring lot #12b, became one of shareholders. The company decided to erect a modern five-story building where lower stories would accommodate bank offices and the higher ones - dwelling apartments.

1913. Sortavala. K.Nissinen house
K.Nissinen house
1930. Sortavala. Savings bank
The new building of the Bank

The blueprint of the building was commissioned in 1929 to a famous Vyborg architect Uno Ullberg, already in the beginning of the twentieth century renowned for buildings designed and constructed in national romantic style. Among those were buildings of the United Bank of the Northern Countries (1913) and that of the Finnish Bank (1915).

Uno Verner Ullberg graduated from Helsinki Polytechnic Institute in 1897. Shortly before graduation he and some of his fellow – students were awarded a state grant in ancient Karelian architecture research. The result of the research was their book written on their travels across Finland and Russia and entitled “Popular Wooden Architecture of Karelia”. Besides, Ullberg studied French and Italian architecture.

1930. Sortavala. Savings bank
Entrance door
1930. Sortavala. Savings bank
Bank office

He designed schools, banks and sanatoriums. Being Vyborg Chief Architect from 1932 to 1936 he left considerable architectural heritage in this town. Among his most famous works are the Art Museum and Art School complex, several administrative buildings and the Round Tower reconstruction design. By the end of the 1930s, Ullberg created Helsinki Medical University complex which included a hospital, a clinic for children and an education center. His last work, erected in 1940, not long before his death, was the Bensow Business Center in Helsinki.

1930. Sortavala. Savings bank
Bank office
1930. Sortavala. Savings bank
Managing director's cabinet

The 1920s were the period of functionalism (also known in the former USSR under the name of “constructivism”). This trend consisted in abandoning superfluous decorationы which was proper to the modern style, omnipresent at the beginning of the twentieth century. Functionalism quickly became popular in Finland and undoubtedly influenced Ullberg as well, although he tried to add some particularities to his buildings design. The example is the Saving Bank in Sortavala: regardless of general ascetic appearance of the building, its façade belongs rather to neo-classic style. Attention is attracted by a peculiar “panelled” ornament on both sides of doorframes, the patterned wooden door and the overall painting of the building. The interior part, however, belongs to a functionalistic style mentioned above.

Construction of the five-story structure was finalised in 1930. The Saving Bank was quartered on the first floor, the ground floor was occupied by the archive, the conference hall and service rooms. Ullberg also designed bank furniture which was manufactured by “Helylä” holding company. The Bank invested some 465 000 marks into the edifice construction.

After the Word War II Soviet “Gostrudsberkassy”, transformed nowadays into “operational part of the Saving Bank Branch N 6638” inherited the building. Its interior was remade many times, and the last vestige of the past was a bulky and heavy Finnish-made safe which keys were lost long ago. In 2004 it has disappeared in its turn during a renovation. This year the town of Sortavala has finally found money to paint the decayed façade.

Translated by Alexandre Nikolaev

© 1997–2016
Send a message to Andrew Heninen

heninen.net
heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаНовое на сайте    Этот день в истории

Сберегательный банк
статья Игоря Сергеева
(2006 год)


До начала XX века вся застройка города Сортавала в большинстве своем была деревянной, не исключением была и улица Turunkatu (улица Турку). Однако сильный пожар уничтожил на ней в 1904 году практически все деревянные здания. Улица начала активно застраиваться по-новой только в 1920-е годы. Возможность покупки "пустого" участка для застройки в самом центре привлекла многие фирмы города, в том числе и Сортавальский Сберегательный Банк.

Идея сберегательных банков, как воплощение цели социальной помощи бедным слоям населения, впервые была осуществлена в Гамбурге в 1778 году. Постепенно подобные банки начали образовываться по всей Европе, в том числе в 1823 году и в Финляндии. Как гласила декларация первого, основанного в городе Турку сберегательного банка, "нашей целью является образовать для малоимущих работников возможность надежно и без больших издержек накапливать средства и таким образом пробудить в них желание бережливости и зажиточности". В связи с подъемом промышленности во второй половине XIX века, сберегательные банки, функции которых к тому времени значительно расширились, продолжали возникать в Финляндии. В 1870 году насчитывалось 22 городских и 11 сельских сберегательных банков.

В Сортавала подобный банк был основан в 1873 году и занимал в разное время деревянные здания по всему городу, например с 1913 года размещался в доме муниципального советника К.Ниссинена (K.Nissinen) на улице Karjalankatu (улица Карельская). Однако к концу 1920-х годов существующее помещение стало слишком мало. Правление банка решило выкупить принадлежащий городу участок номер 12a, о котором упоминалось выше, для постройки нового офиса. При участии банка было создано акционерное общество "Sortavalan keskus", одним из акционеров которого стала владеющая соседним участком номер 12b фирма "Veljekset Kivinen". Общество приняло решение о строительстве современного пятиэтажного здания, в котором предполагалось разместить на первых этажах офис банка и другие конторы, а на верхних - жилые квартиры.

1913 год. Сортавала. Дом К.Ниссинена
Дом К.Ниссинена
1930 год. Сортавала. Сберегательный банк
Новое здание банка

Проект здания был заказан в 1929 году знаменитому архитектору Уно Уллбергу из Выборга, который получил известность своими постройками в стиле национального романтизма еще с начала XX века, в том числе и в Сортавала - здания Объединенного Банка Северных стран (1913) и Финляндского банка (1915).

Уно Вернер Уллберг поступил в Политехнический институт в Хельсинки в 1897 году. Перед окончанием института он, с двумя своими сокурсниками, получил государственный грант для исследования древней карельской архитектуры, для чего совершил несколько поездок по Финляндии и по России, результатом которых явилась книга "Народная деревянная архитектура Карелии". Также Уллберг изучал архитектуру Франции и Италии.

1930 год. Сортавала. Сберегательный банк
Входная дверь
1930 год. Сортавала. Сберегательный банк
Контора банка

Он проектировал здания школ, банков и санаториев. Будучи главным архитектором Выборга (1932-1936), он оставил заметный след в уникальном зодчестве этого города - его наиболее известными творениями являются комплекс художественных музея и школы Выборга, различные административные здания и проект реконструкции Круглой Башни. В конце 1930-х годов Уллберг создал комплекс зданий медицинского факультета университета в Хельсинки (больница, детская поликлиника и учебный центр). Последней работой архитектора незадолго до его смерти стал деловой центр Bensow в Хельсинки в 1940 году.

1930 год. Сортавала. Сберегательный банк
Контора банка
1930 год. Сортавала. Сберегательный банк
Кабинет управляющего

В 1920-х годах в архитектуре Европы наступила эпоха функционализма (известная в СССР также под названием "конструктивизм"), отрицавшая излишнюю декоративность, характерную для царствовавшего в начале XX века модерна. В Финляндии функционализм быстро завоевал популярность, и несомненно, это оказало влияние и на Уллберга, который, тем не менее, старался внести в проектируемые им здания особые черты. Это видно и на примере здания сберегательного банка в Сортавала - несмотря на общий аскетичный вид, фасад здания все-таки следует отнести к стилистике неоклассицизма: внимание привлекает своеобразный "филенчатый" орнамент с обеих сторон вертикальных рамных обрамлений подъездов, узорчатая деревянная дверь, а также окраска здания. Со стороны двора архитектурные детали, тем не менее, можно отнести к функционализму.

Постройка нового пятиэтажного здания завершилось 1930 году. Сберегательный банк занял помещения на первом этаже, в цокольном этаже разместили архив, зал для собраний и подсобные помещения. Уллберг также выступил как дизайнер банковской мебели, которая была изготовлена акционерным обществом "Helylä". Доля банка в строительстве здания составила 465 000 марок.

В послевоенные годы невольным наследником Финляндского Сберегательного банка стали советсткие Гострудсберкассы, которые трансформировались к сегодняшнему дню в "операционную часть Отделения Сбербанка N 6638". Внутренние помещения неоднократно перестраивались, последним свидетелем былого оставался массивный финский сейф, ключи к которому, впрочем, были давно утеряны. Но и он навсегда сгинул во время очередного ремонта в 2004 году. Тогда же город нашел средства и на покраску изрядно обветшавшего фасада здания.

© 1997–2016
Отправить сообщение Andrew Heninen