heninen.net
heninen.netSuomi | Русский
since 1997News from The Site    On This Day in History

Memorandum
On the results of evacuation of the Finnish citizens
from the territory occupied by the Red Army around Suojärvi

February 20th, 1940

Evacuation of the population from this territory was started by the army special detachment in February 5th 1940 beginning with the Hautavaara village and followed as described below. The organization of the evacuation of the said village was rather poor. For example, the sectors commanders did not know their territory, the lists of the evacuated was not checked and, as a result, the population was informed about the evacuation only from beginning of 11.00 and the embarkation of the belongings and population was finished only at about 20.00. The above mentioned shortcoming was basically eliminated in the following operations.

On the territory of this district there was evacuated the population of the following settlements:

  1. Hyrsylä - 494 persons
  2. Ignoila - 183 persons
  3. Huttula - 45 persons
  4. Naistenjärvi and Torasjoki - 132 persons
  5. Hautavaara - 223 persons
  6. Moisionvaara - 364 persons
  7. Vegarus - 104 persons
  8. Rautavaara, Kaitajärvi, Välikylä and Heinäselkä - 125 persons
  9. Omossi (Savihauta farm-stead), Suuriselkä, Verkojärvi, Kuinuniemi - 98 persons

In total there were evacuated 1768 persons, of them 3 children (from Hautavaara and Moisionvaara) died on the way. The information about the settlements is included.

During the evacuation the representatives of the People's government helped the children needed with the footwear and clothing. For example, in the Ignoila village there were used 748 marks for 11 pairs of the children felt boots, 20 pairs of warm stockings, 11 woolen jerseys. Also there were given out the footwear for all village schoolchildren. In the Hautavaara village there were given out 28 pairs of the children felt boots and 30 pairs of warm stockings. From Hautavaara village just after the evacuation there were sent two lorries with warm cloths, flour and meat. In some settlements (Hyrsylä, Suuriselkä, Omossi, Hautavaara and Ignoila) as the result of the reminding of the representatives of the People's government the people themselves gave warm footwear and clothing to the poor children and grown-ups.

The attitude of the evacuated peoples was in absolute majority fair. It can be approved by the following example: In February 11th in the Hyrsylä village 494 persons were concentrated in a single place during 6 hours, despise of the fact, that farmsteads stay apart from the main village up to 8 kilometers. But the embarkation was postponed for 5 hours because of the lack of transport. Some people after being informed of evacuation told that they would not move anywhere (in Nilosaari, Hautavaara and Ignoila), but at the second visit their belongings were already packed up. In the Ignoila village one old woman began to cry, leaving the home. On the question of the representative of the People's government she said that she is ashamed to go to the Soviet Union, as she "run here in 1919 from Veshkelitsa village".

During the evacuation all comrades, sent by the Karelian Party Committee (Kiuru, Gordeev, Virolainen, Belyaev, Kononov, Kalinin, Fedorov) took active part. They helped greatly during the evacuation and passing the cattle to the Red Army.

During the evacuation there was the following number of cattle, passed to the Red Army units: horses - 98, including 5 foals, other cattle - 1060, of them cows - 948, heifers - 54, calves - 58, pigs - 3, sheep - 160, hens - 74. The cattle were passed to the Red Army units and to the construction unit N 100 and the number was counted together with their representatives. Alongside with the normal proceedings, some Red Army units were too slow in accepting the cattle in the villages Ignoila and Moisionvaara. In the latter in February 18th 1940 there were still left about 70 head of cattle, that means that the cattle became exhausted.

For all the cattle passed there are appropriate documents signed by the red Army representatives.

During the evacuation the inhabitants themselves gathered left belongings to the one cold location that was locked, nailed up and applied paper seal. But during the check of the safety of the left property in February 13, 14 and 15 it was found that in some settlements in which there were no military units, the locks were taken off and the things were scattered around. There also were occasions of pillage among some Red Army soldiers.

The representatives of the People's government found in the left settlements 650 sacks of the rye flour to be sent to the places of settlement of the evacuated people.

There is much corn of spring crops - rye, barley and wheat. During the evacuation the inhabitants took along up to 3 sacks of flour. Some having large families took along up to 10 sacks of flour.

The oats and hay were taken for the army needs.

In the Nilosaari village there was found a tannery, where there were found about 110 skins and many skins are in tan-vats.

In the nearest time the team of the representatives of the People's government plans the following activity:

  1. To gather all the items, left by the evacuated in the living hoses, into closures, seal them ant periodically check their safe keeping by visiting the settlements.
  2. There are about 2000 pieces of hides on the said territory. There is an immediate need to send here a representative of "Zagotkozh" for collecting and transfer hides to Petrozavodsk.

The brigade leader of the representatives of the People's government of Finland
Karpov

Central state archive of the Republic of Karelia. Original.

© 1997–2016
Send a message to Andrew Heninen

heninen.net
heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаНовое на сайте    Этот день в истории

Докладная записка
Об итогах эвакуации граждан Финляндии с территории,
занятой частями Красной Армии в районе Суоярви

20 февраля 1940 года

Эвакуация населения на этой территории была начата особым отделом армии 5 февраля 1940 года из деревни Хаутаваара и проходила в следующем порядке. Организационная работа по эвакуации упомянутой деревни была проведена слабо. Например, начальники участков не знали своей территории, списки людей предварительно не были проверены и, как результат, населению начали объявлять об эвакуации в 11 часов дня, погрузка вещей и населения была закончена только около 20 часов (8 часов вечера). Вышеуказанные недостатки в последующих операциях в основном были устранены.

На территории этого района произведена эвакуация населения из следующих населенных пунктов:

  1. Хюрсюля - 494 человека
  2. Игнойла - 183 человека
  3. Хуттула - 45 человек
  4. Найстенъярви и Торосеки - 132 человека
  5. Хаутаваара - 223 человека
  6. Мойсенваара - 364 человека
  7. Вегарус - 104 человека
  8. Риутаваара, Кайтаярви, Валенкюля и Хейнясельга - 125 человек
  9. Омосси (хутор Савихаута), Суурисельга, Веркоярви, Куйнуннеми - 98 человек

Всего эвакуировано 1768 человек, из них 3 детей умерли в пути (из деревень Хаутаваара и Мойсенваара). Сведения о населенных пунктах прилагаются.

При эвакуации населения представителями Народного правительства оказана помощь обувью и одеждой нуждающимся детям. Например, в деревне Игнойла на 748 марок выдано: детских валенок - 11 пар, чулок теплых - 20 пар, фуфаек шерстяных - 11, кроме этого, выдана обувь на школьников деревни. Деревне Хаутаваара - выдано 28 пар валенок детских и 30 пар детских чулок. Из деревни Хаутаваара автоколонной сразу послали две автомашины, нагруженные теплыми вещами, мукой и мясом. Кроме этого, в ряде населенных пунктов (Хюрсюля, Суурисельга, Омосси, Хаутаваара и Игнойла) само население в результате напоминаний представителей Народного правительства Финляндии об оказании взаимной помощи давало теплую одежду неимущим детям и взрослым.

Настроение эвакуированного населения в абсолютном большинстве было хорошее. Это может подтвердить такой факт: 11 февраля в деревне Хюрсюля 494 человек населения было собрано в одно место в течение 6 часов, несмотря на хуторскую разбросанность до 8 км отдельных населенных пунктов. Но на 5 часов задержалась погрузка ввиду отсутствия автомашин (транспорта). Были также факты, когда отдельные жители после объявления им о том, что они будут выселены, отвечали, что никуда не пойдут (Нилосаари, Хаутаваара и Игнойла), однако при вторичном посещении у них уже вещи были собраны. В деревне Игнойла был и такой факт: одна старуха стала сильно плакать, уходя из дома. Увидя это, представитель Народного правительства Финляндии подошел к ней и стал беседовать, почему она плачет, тогда она ответила, что ей стыдно ехать на территорию Советского Союза, так как "убежали на эту территорию в 1919 году из деревни Вешкелицы".

В работе по эвакуации населения принимали участие все командированные обкомом ВКП(б) товарищи: Киуру, Гордеев, Виролайнен, Беляев, Кононов, Калинин, Федоров. Указанные товарищи оказали большую помощь как в деле эвакуации населения, так и при сдаче скота красноармейским частям.

В период эвакуации населения красноармейским частям сдано скота: лошадей - 98, в том числе жеребят - 5, крупного рогатого скота всего - 1060 голов, в том числе: коров - 948, нетелей - 54, телят - 58, свиней - 3, овец - 160, кур - 74. Скот сдали красноармейским частям и строительству N 100, и в их присутствии проводили подсчет голов. Наряду с успешной приемкой скота, со стороны красноармейских частей допущена нетерпимая затяжка приема скота в деревнях Игнойла и Мойсенваара, в последнем населенном пункте на 18 февраля 1940 года еще не зарезано около 70 голов скота, то есть допустили истощение скота.

На весь сданный скот составлены соответствующие акты с представителями частей Красной Армии.

При эвакуации населения сами жители в основном собрали свои оставшиеся вещи в одно холодное помещение, которое закрыли замками, заколачивали гвоздями и наклеивали объявление о том, что помещение опечатано. Но, однако, при проверке сохранности оставленного имущества 13, 14 и 15 февраля обнаружено, что в ряде населенных пунктов, где нет войсковых частей, замки уже сняты и вещи разбросаны как попало. Имеют место со стороны отдельных красноармейцев случаи барахольства.

Представителями Народного правительства учтено ржаной муки в населенных пунктах 650 мешков для отправки на места жительства эвакуированных граждан.

Имеется много зерна яровых культур - ржи, ячменя, пшеницы. При эвакуации жители брали с собой муки до 3 мешков, а отдельные многосемейные брали до 10 мешков муки.

Овес и сено полностью берут красноармейские части для нужд армии.

В деревне Нилосаари обнаружен кожевенный завод, где было около 110 штук кож и много кожи лежит в чанах.

Бригада проводит в ближайшие дни следующие мероприятия:

  1. Все оставленные гражданами в жилых помещениях вещи собирать в кладовые, опечатать таковые, и периодически проводить проверку их собранности путем выезда по населенным пунктам.
  2. Кожсырье на вышеуказанной территории определяется в 2000 штук кож крупного рогатого скота. Необходимо немедленно направить для сбора и вывоза кож в Петрозаводск представителей Заготкож.

Бригадир представителей Народного правительства Финляндии
Карпов

ЦГА РК. Подлинник.

© 1997–2016
Отправить сообщение Andrew Heninen