heninen.net
heninen.netSuomi | Русский
since 1997News from The Site    On This Day in History

The War showed as its terrible face

...Near Leningrad it became clear that we are going to the territory, where quite recently there was going the war with Finland. The destination point was the town of Sortavala, where at the northwest suburb, at the open field was built a tent camp. Here we had to live till autumn, to learn the basics of the military science. It was not easy. It was very hard to learn to obey military discipline, to learn military language, procedures of reporting, contacting officers and so on. At the autumn, after swearing allegiance I was sent to the Värtsilä settlement and enlisted to the first company of the 367th infantry regiment.

And again intense drill continued. In 1940 in the Red Army they had seriously risen the demand plank. All the training was held in conditions close to those at the battlefield. We made raids with the full ammunition, had tactical training in field and even in winter hat to spent nights in the forest near the small fires. The company commander senior lieutenant Rebrov was exclusively demanding, exacting and even heatless towards the privates. Every small fault was punished, without any exclusions.

There were no visible traces of the past war campaign at that places. The township was not destroyed at all - it kept quite clean, even smart. But, in general, we knew quite little about that "unanimous" war with Finland during 1939-1940. We still believed that if the enemy will attack, we would beat him on his territory "by the powerful blow and small blood".

In general, the service in the Red Army was, probably, quite usual and there was a hope that in the due time it will end and there came the day when we will return to our families and will be happy. At least that were our hopes and so I wrote in the letters the letters to my wife, to support her. There we only the words going from the heart that I could help her.

In the June 22nd I was on guard at the training equipment warehouse from 4 till 6 o'clock. The warehouse was about 500 meters from barracks and I could clearly see that at about 5 o'clock the orderly was galloping from barracks with the commander's horse at rein. It was strange to see that the man was not fully dressed - he did not have his field shirt on - only white underwear was on him. After several minutes a saw an unusual movement in the barracks and near them. At first I thought that this was a training alarm, but then decided that there had happen something extraordinary. Soon I was changed from the watch and learned that Germany had attacked the Soviet Union and they had bombed Kiev. All action units of the regiment left the barracks. Our company took its defense line and we began to dig trenches. It was unclear from where to expect the enemy, but we built our defense against the attack from the borderline.

There were not a single shot during the first three days, but on the fourth it became known that Finns attacked the border guards barracks some nine kilometers from our regiment by the straight line, across the swamps. There were no other way from us to that point and in the same day a squad from our platoon was sent to help the border guards. In the next day only five of them returned. They told that by the time they came there, the barracks were already taken by Finns and they were met by the machine-gun fire. Four of them were killed. They took with them one wounded in the stomach, but at about the middle of the way back he asked them to leave him on the small marshy island. He asked them to leave him a grenade and to hurry up to the regiment to inform about the situation.

Their story shocked us - they left the wounded comrade alone for sure death - it could not be explained or justified. I could not hold my indignation and told those who returned that their deed was cruel and unforgivable. I thought that to leave the wounded alone was not permissible - one of them should be left with him and wait for help.

The war had shown as its terrible face.

All our company was sent to the border guards barracks with the task to beat away the Finns and to hold over the barracks. As I already said, the way there was through the marshes and two small rivers running in the unsteady swampy land. The way there was hard and slow - for more than two hours we were walking though the wild mossy tundra-like plane. We were going in silence and, probably, every one was oppressed by the thought that we are coming up to the secreted insidious enemy that held much better positions - he could see us, while we cold not.

Ahead we saw a small hill, covered be bushes and coniferous trees behind, with the wide glade at the top. There came the command to stop. When the rears came up, there was a command to set a line and move forward.

We were moving with the fide front, expecting to see the barracks, held by Finns. We held the neighbors at sight, rifles ready to meet the enemy. One of the sergeants somehow managed to outstrip the line. Suddenly we heard the shot and his cry "I am wounded". We saw him laying. Holding the foot with both his hands he hurriedly explained that he saw Finnish officer that shot at him and run away. There came a loud command: "Move ahead!" We reached the top of the hill, where steep slope began and laid down. The enemy was silent. We did not see any sign of the barracks. Ahead of the steep slope there again was seen a swamp and it was not quite reasonable to move ahead without reconnaissance. But our commanders did not try to determine the situation and we begun to move down. It was at this time when the enemy started dense submachine-gun and mortar fire on our company, nailing it to the steep slope, staying invisible and invulnerable - our return shots were unmarked and, as they say "just to the wild". Three forth of the company was left there on that hill, among the wild swamps. About half of them were only wounded, but we could not help them.

Only forty-two of us returned from that "operation", of the one hundred sixty of the full company.

It was a kind of a mystery where at that time were company commander senior lieutenant Rebrov and zampolit (commissar) Vovk. No one of the survived saw them at the combat and we did not know what to do next. We gathered on the road not far from the place of the first strike we decided to send someone to the regiment headquarters (we knew the roundabouts it should be) to inform about the events and get some commands. One of us (I do not remember his name now) took the commission. By the evening he returned and told us that at the regiment headquarters he saw our company commander Rebrov and zampolit Vovk. They were removed from the company command.

Under command of junior lieutenant Kormishin our company was moving towards Sortavala under the constant Finnish pursue. We took stands, entrenched, but after a short resistance retreated again, constantly loosing our friends. On one of the defense stands our company was partially enforced by the conscripts, but the situation was still critical. We had the impression that we were fighting without any contacts with the higher command; we did not get neither ammunition, no food.

Near Harlu the remnants of our company were joined to the second company under the command of the senior lieutenant Zharov. Here we were allowed to have a small rest. Together with me Zharov went to the small house some seventy meters from the rest and laid down on the floor to have a short nap. I began to load the drum of his Degtyarev submachine-gun. We placed in the house by the will of the senior lieutenant and might be because of that I did not think of a sudden enemy attack. There were no shooting at all. After about twenty minutes I loaded the submachine-gun drum and started to clean my rifle. Suddenly I heard a quiet puffing of the engine. I looked from the window and frozen: some five-eight meters from the house there slowly moved a spotted tank with swastika. I rushed to the sleeping commander, told him that there is an enemy tank nearby. He understood, grabbed his submachine-gun and run away to the bushes near the house. At the same time I heard the submachine-gun fire and the sound of falling glass. My rifle was not in working state. I laid on the floor trying to understand what am I to do. The fire continued and I heard foreign talk nearby. Suddenly the door wide opened and I saw several Finnish soldiers with their submachine-guns pointing at me. It happened in July 16th 1941.

.  .  .


Ivan Tvardovsky¹ (1914-2003)
The Motherland and foreign lands: The book of the life, Smolensk, 1996.

¹ The younger brother of well-known Soviet poet Alexander Tvardovsky.
© 1997–2016
Send a message to Andrew Heninen

heninen.net
heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаНовое на сайте    Этот день в истории

Война показывала нам свое жестокое лицо

...Под Ленинградом стало ясно, что везут нас на территорию, где совсем недавно шла война с Финляндией. Конечной остановкой стал город Сортавала, где на окраине, с его северо-западной стороны, в чистом поле, был разбит палаточный лагерь. Здесь мы были обязаны жить до осени, проходить курс молодого бойца, словом, учиться военному делу. Давалось нам нелегко: трудно было втягиваться в воинскую дисциплину, учиться военному языку, правилам доклада, рапорта, обращения к старшему и так далее. Осенью после принятия присяги в составе группы сослуживцев я был откомандирован в местечко Вяртсиля и зачислен в первую роту триста шестьдесят седьмого стрелкового (пехотного) полка.

И опять напряженная служба. Именно в 1940 году в Красной Армии была значительно повышена требовательность: обучение проходило в обстановке, максимально приближенной к боевой. Совершались походы с полной боевой выкладкой, проводились тактические учения в полевых условиях даже в зимний период с ночевками в лесах у костра. Командир роты старший лейтенант Ребров отличался исключительной требовательностью, взыскательностью, даже бессердечностью по отношению к красноармейцам. Взыскание грозило за самый пустячный проступок - никому никаких снисхождений.

Особо заметных следов прошедшей военной кампании в тех местах не было. Городок не был разрушен даже в малой доле - он сохранился вполне чистым, даже нарядным. Но, в общем, мы очень мало знали о той зимней "незнаменитой" войне с Финляндией 1939-1940 годов. В нашем сознании еще жила вера, что если завтра война, если враг нападет - будем бить врага на его территории "малой кровью, могучим ударом".

В целом же служба в Красной Армии для нас проходила, наверное, самым обычным порядком, и была надежда, что так она и закончится и настанет день, когда мы возвратимся к своим семьям и будем счастливы. Так хотелось думать, так я писал в моих письмах к жене, чтобы хоть словом... чем же я мог ей помочь, кроме сердечного слова?

22 июня 1941 года я был в карауле и с четырех до шести часов утра стоял на посту по охране и обороне склада учебных пособий. От армейских казарм склад находился примерно в пятистах метрах, и мне хорошо было видно, что в начале шестого часа от казарм мчался галопом красноармеец-связной, держа на поводу вторую лошадь для командира. Мне показалось странным, что связной был в неполной форме - на нем не было гимнастерки, а только нательная белая рубашка. Через несколько минут заметил, что в казармах и около них было необычайное оживление. Сначала подумал, что это учебная тревога, но тут же засомневался: "Что-то случилось особое". Вскоре сменились часовые, и я узнал, что Германия напала на Советский Союз и уже бомбила Киев. Все боевые подразделения полка оставили казармы. Наша рота заняла указанный участок обороны, рыла окопы, хотя еще было неясно, откуда можно ожидать противника. Обзор, однако, держали в сторону границы.

Первые три дня мы не слыхали ни единого выстрела, но на четвертый стало известно, что финны напали на пограничную заставу, которая была в девяти километрах от расположения нашей части по прямой, через болото. Иных путей к заставе не было. В тот же день одно отделение нашего взвода ушло на помощь заставе. Через сутки из посланного отделения вернулись пятеро. Они рассказали, что к моменту их прихода застава уже была занята финнами, что они встретили их автоматным огнем и что четверо из наших были убиты; одного товарища, раненного в живот, несли примерно половину пути, но по просьбе самого раненого оставили его на маленьком болотном островке. Он просил оставить ему гранату, а самим спешить в подразделение и рассказать обо всем, что произошло.

Это сообщение нас потрясло: оставить раненого товарища в одиночестве, на гибель - это никакими объяснениями нельзя было оправдать. Я не выдержал и с негодованием упрекал вернувшихся в том, что поступок их был жесток и неоправдаем. Я считал, что оставлять тяжелораненого ни при каких обстоятельствах нельзя, что кто-то из них должен был остаться возле него и ждать помощи.

Война показывала нам свое жестокое лицо.

Наша рота в полном боевом составе была послана в район погранзаставы с задачей выбить из нее финнов и овладеть заставой. Путь туда, как уже было упомянуто, лежал через болото и две небольшие речки в зыбкой, болотной местности. Продвижение было медленным и трудным: более двух часов мы шли, подминая под себя мшистую гладь дикой тундроподобной равнины. Шли молча и, наверное, каждый из нас был охвачен гнетущей мыслью: приближались к затаившемуся коварному противнику, находящемуся в более выгодном положении, чем мы: он нас мог видеть, а мы его - нет.

Впереди обозначилось начало возвышенности, поросшей мелколесьем и кустарником, за которыми просматривались хвойные деревья, с прогалом по верхней части возвышенности. По цепи передали остановиться. Когда все подтянулись, была поставлена задача развернуться и продвигаться на возвышенность.

Мы шли широким фронтом, полагая, что где-то неподалеку находится погранзастава, занятая финнами. Зрительно мы держались друг друга, в напряжении ожидая встречи с противником, держа наготове винтовки. Один сержант как-то незаметно выдвинулся вперед, послышался выстрел и надрывный крик: "Я ранен, товарищи!" Мы увидели его лежащим. Вцепившись руками в ногу, он сбивчиво объяснял, что видел финского офицера, который опередил его выстрелом и успел скрыться. Последовала громкая команда: "Вперед!" Мы достигли вершины, где начинался крутой склон, залегли. Противник молчал. Не было видно и каких-либо признаков заставы. Впереди крутого спуска вновь обозначалось болото, и вряд ли нужно было нам продвигаться вниз по крутому склону, не уточнив обстановку. Но наше командование никаких уточнений не предприняло, мы начали спускаться. Вот тут-то и открыл противник полный автоматный и минометный огонь по нашей роте, пришив ее, как гвоздями, к крутому откосу, оставаясь невидимым и неуязвимым - наши ответные выстрелы были неприцельными и, как говорится, в белый свет. Три четверти состава роты остались там, на той возвышенности, среди диких болот. Добрая половина из оставшихся там была ранена. Спасти их мы не могли.

Вышло нас из этой "операции", по предварительным подсчетам, сорок два человека из ста шестидесяти списочного состава роты.

Оставалось загадкой, где были во время этой трагической "операции" командир роты старший лейтенант Ребров и замполит Вовк. Никто из оставшихся в живых не видел их в бою, и мы не знали, как нам быть дальше. Выйдя на дорогу неподалеку от первого места обороны, мы решили послать кого-нибудь в штаб полка (местонахождение его приблизительно было известно), чтобы дать знать командованию о том, что произошло, и получить какие-либо указания. Один из нас (фамилию не помню) согласился выполнить это поручение. К вечеру того же дня он возвратился и рассказал, что в штабе полка видел командира нашей роты Реброва и замполита Вовка. Они были отстранены от командования ротой.

Под командованием младшего лейтенанта Кормишина наша группа отходила в направлении Сортавалы, преследуемая финнами. Мы останавливались, занимали оборону, окапывались, но после непродолжительного сопротивления вновь отходили, неся потери в живой силе. На одном из рубежей обороны наша группа была частично усилена приписным составом, но положение оставалось по-прежнему критическим, и создавалось впечатление, что мы действовали вне связи со старшим командованием, не получали ни боеприпасов, ни пищи.

В районе местечка Харлу остатки нашей роты были присоединены ко второй роте, где командиром был старший лейтенант Жаров. Здесь нам разрешили немного отдохнуть. Вместе со мной Жаров отошел метров на семьдесят и расположился в маленьком домике на полу, чтобы немного поспать, а я стал подзаряжать диск его автомата ППД. В домике мы расположились по желанию самого старшего лейтенанта и, может, потому как-то не думалось о неожиданном нападении противника. Не было слышно никакой стрельбы. Но прошло минут двадцать, я только что успел подзарядить диск автомата и принялся осматривать свою винтовку, как услышал тихое пыхтение мотора. Взглянув в окошко, так и обомлел: в каких-то пяти-восьми метрах от домика медленно двигался, разворачивая башню, пятнистый танк со свастикой. Не помня себя, я бросился к задремавшему командиру, успел сказать, что рядом танк противника, и он все понял - схватил автомат, пулей выскочил из домика в заросли, которые были рядом. В то же время застрочили автоматы по домику, посыпались стекла и пыль, а я еще не успел собрать свою винтовку. Прижавшись к стене, лежа на полу, я не мог сообразить, что делать. Стрельба продолжалась, где-то рядом слышались чужие слова. Стук - дверь тут же распахнулась, и я увидел двух или трех финнов с автоматами наготове. Это случилось 16 июля 1941 года.

.  .  .


Иван Трифонович Твардовский¹ (1914-2003)
Родина и чужбина: Книга жизни, Смоленск, 1996.

¹ Младший брат поэта Александра Твардовского.
© 1997–2016
Отправить сообщение Andrew Heninen