heninen.netSuomi | Русский
since 1997Text Search     Image, Video and Audio SearchNews from The Site   On This Day in History

My friend Jussi

There he stood, in the middle of the slushy schoolyard. In a gray, slightly over-sized cap, wearing a light sweater and dark trousers, on his feet – rubberized boots.

That was true. It was Nokkonen’s Jussi. Two boys – my brother and I – rushed up the stone school steps towards Jussi, who caught us both into a strong and warm embrace.

– …oh Jussi, Jussi… Tears flowed from the all of us. Could this be true? Nokkonen’s Jussi was quite real. Finally we detached and looked at Jussi for a long time, after the initial shock with eyes blurred by tears of joy. And then there was a mutual burst of questions erupted as briskly as is possible only using the dialect of the Karelian Isthmus.

Search by the shooting method

It turned out that Jussi was in the service of the Defense Forces, a cadet of a course in Lahti – although he was not in a uniform – and that he had come specially to see us. Since Jussi had four hours before the return train, he had also the opportunity to visit our parents at their home in the Back Barracks. It was the end of winter and the year was 1941.

Jussi had only heard a few weeks ago that Vähäsarja Family had lived in the Mikkeli barracks area after the Winter War and moved from there to Riihimäki. Having a holiday of less than a day, Jussi had boarded a train from Lahti to Riihimäki for looking us – without knowing the exact address.

To start the search, Jussi had found out the location of the nearest primary schools in Riihimäki station. After receiving the information, Jussi went to the Southern School, where he had asked a teacher for students of the school Antti and Pentti Vähäsarja. After negative answer, Jussi had come up with the question of the name and location of the school closest to the barracks area. It was the Northern Popular School, to which Jussi went – guided by the instructions of the teacher.

From the Rector of the school, Jussi had learned that the boys are the students of this school and would be in the classroom for almost an hour. Rector graciously allowed to pick up the boys immediately. Antti and I were, of course, surprised by the teacher's strict-tasting order – to come out right away, in the middle of an hour. The unexpected and surprising meet with Jussi in the schoolyard was shocking; for some reason it was an event so powerfully highly emotional and sensual that I only experienced the same a few times during my life.

Visit of Jussi

The teacher permitted my brother and me to go home. During the two-kilometer home way, Jussi said almost nothing, because we told him about everything what we and the other boys in the barracks were doing. When we got home, we found that Father was in the field but Mother was at home. The meet with Jussi also moved her to tears and – a rare exception to her usual restraint – to warm embraces.

On that gray and foggy afternoon, we felt like a long-absent family member had returned home. From the warm smile and whole appearance of the lonely, familyless Jussi, we understood that perhaps he also felt himself among his family, perhaps for the first time in a long time.

A lively, uninterrupted talk filled the room; exchanged what they heard, vying with each other. We were told what happened to our family and what had happened to Jussi after the outbreaking of the Winter War and leaving Terijoki. Jussi spoke evasively about his current affairs, including his staying in Lahti and his course. We later found out that Jussi hadn't said much about them. However, the events of the Winter War and the stages of Jussi's staying in the Isthmus Front became clear.

The remaining hours passed far too quickly. Suddenly,Jussi's visit was over. It was time for the back train. Many important questions remained unanswered and many answers were unspoken. There was only enough time for a sad farewell and wishes for an early meeting. Then the door closed as Jussi left.

We stood in the hallway in confusion; visit of Jussi was so short.

Sad seeing off

– No, Jussi can't just leave. My brother and I ran after Jussi, caught up and, holding tightly to his hands, escorted him to the station. Not much was said – it was so difficult. At the station, Jussi once again put us into his strong embrace, got on the departing train and drove off. Two boys, about ten years old, stood on the station platform for a long time – shocked, swallowing tears. The happy Terijoki times, which were so vividly reminded by a close friend of our early childhood, unexpectedly returned, lingered for a moment and left forever.

Happy times

Behind the fence of our house in Terijoki was the Nokkonen’s house, which was hosted and owned by old mistress, the “Nokkonen’s grandmother”, together with her two unmarried daughters. Their assistant was Jussi, an an Ingrian refugee of about thirty years old. This Juho Honkanen, plainly "Nokkonen’s Jussi", was a rare hard-working and conscientious employee, helpful and friendly, sympathetic and appreciated by those around him. The children just adored him.

My best playmate Sirkka and I were constantly “getting under Jussi's feet” every day, but he was amazingly patient with us; taught us to feed the animals, dig a ditch and perform the daily work in the village house. And what's the funniest; after harnessing the horse, Jussi often gave the reins to Sirkka or me. Even going to the mill, Jussi took us with him, lifting the little fussy fidgets to the top of the luggage – in cart or sled.

Jussi sometimes was a babysitter when our parents needed to leave in the evening. Jussi cared for us like the father of his children, protected us when needed and was always close. Children talked to Jussi about their little worries and sorrows, which he took seriously and understood us. In short, Jussi, along with mother and father, was the most positive, influential and important adult in my early childhood.

Sad news and confusion

Before the Winter War, Jussi like other Finnish men entered military service and disappeared from view for a year and a half, but unexpectedly reappeared in the courtyard of the Northern Popular School on the gray spring-winter day of 1941.

We got information that Jussi's fell six months after his visit to Riihimäki, at the first autumn of the Continuation War; it happened around mid-July on the Isthmus – according to later received information – received in Rantakylä Village, Kivennapa Parish. The sad news was accompanied by the unexplained fact that he was abandoned by his own side. It worried my brother and me for a long time, because we were told that "we don't abandon our soldiers". However, the matter was gradually overshadowed by other tragic events of the Continuation War. Later, the fate of Jussi came to mind from time to time only but finally completely unexpectedly it was clarified by the startling description on the book pages.

The last moments of Jussi

A few years ago, I came across a book written by Pentti H. Tikkanen, "Patrolmen of the Isthmus" which described the activities of long-range reconnaissance patrols on the Isthmus during the Continuation War. In this fact-based work, the main characters were the patrolmen of Vehniäinen long-range reconnaissance patrol (Ulk.1/V/ PM, later – 1 / ErP 4), which depicted behind enemy lines as a group rather than as individuals. During a close reading, I had reached the end of page 130 and continued on page 131, where I read:

"The path led to a fenced village road. Some of the patrolmen suggested going around, but others preferred to walk along the road again. The patrolmen were brazenly going down the road. There was electricity in the air. All the senses were extremely amplified. There were strange tightening in the lower abdomen. Something had to happen. About a hundred meters before the store, several men were standing on the road. Two of them began to move towards.

– Stoy, – commanded one of them. A shot rang out at the same time. Another of the enemies had fired with his rifle. The shot was unexpected. Patrolmen did not have time to jump into the shelter.

– I've been hit, – moaned Jussi Honkanen and fell backward.

– Did you get hard? – asked Andrei Porvali, who was right nearby.

But Jussi Honkanen did not answer, only lay motionless on the road. The patrolmen’s weapons rumbled at the same time. The one who shot Honkanen fell first, the others immediately after him. One tried to escape, but Arvo shot of him in flight. The patrol immediately left the place. They disappeared into the depths of the forest. There, the men could only state the harsh reality: Juho Honkanen was left fallen on the battlefield…"

Answers to many questions

This fragment of the book give me insight and shocked me. That was the end of Jussi's life. When I opened the book, I didn't know about its content, about described true events or that it would contained a description of the death of a person who was important and beloved, who was belonged to my childhood.

The rumored and preoccupied us information that "Jussi was abandoned by his own side", found its own explanation in the book, as well as a few unanswered questions asked by Jussi during his short visit to us in the late winter of 1941. Jussi's evasive answers to questions about his activities was doing became clear now; a cadet of long-range reconnaissance patrolman courses could not be very talkative in all matters.

Epilogue

Many happy, sad, and even shocking memories from more than fifty years passed before my eyes, leaving a feeling of melancholy and despondency. At the same time, I also felt deep gratitude that I had a friend like Jussi at the beginning of my life. As a close person, he had been an important and invaluable part of that chain of diverse events that formed my safe, bright, and happy early childhood.

However, that stage of my life, which still clear remains in my memory, did not last long, overshadowed in the in the autumn of 1939 by pressure and threat – even to the children of the border region – by the neighboring state. And it finally ended with the artillery shelling of the center of Terijoki by the guns of the Kronstadt fortress and the fleet in the early morning of November 30, 1939.



Pentti Vähäsarja
Hakku -magazine, no. 1 1996

PS

Shortly after the publication of the above text, I found out that the death of Jussi was mentioned in the book "Long-range reconnaissance patrols of the Supreme Commander-in-Chief's Headquarters in the Continuation War" by Lassi Saressalo and described in the book "As patrolman in the Karelian Isthmus" by Mauri Ahtosalo (Kärpänen). The novel “Long-range reconnaissance patrol Vertti” by Juhani Sipilä describes the Muisto Lassila’s look at the event, who was a participant in this raid. Another patrolman, Antti Porvali, gave his own description of this fatal raid, claimed the lives of three patrolmen. It will be a part of a book that may be published soon. The descriptions of the event that led to death of Jussi, given by each of the above sources – as well, as by Pentti H. Tikkanen – are generally consistent, but are different in the details.



Pentti Vähäsarja
June 5, 2009

© 1997–2021

heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаТекстовый поиск     Фото-, видео- и аудиопоискНовое на сайте   Этот день в истории

Мой друг Юсси

Он стоял тут, посреди слякотного школьного двора. В серой, со чрезмерно большим козырьком шапке, в светлом свитере и тёмных мешковатых брюках, на ногах – прорезиненные сапоги.

Это было воочию. Это был нокконенский Юсси. Два мальчика – мой брат и я – бросились по каменной школьной лестнице к Юсси, который поймал нас обоих в крепкое и горячее объятие.

– …О, Юсси, Юсси… У нас троих непроизвольно навернулись слёзы. Может ли это быть правдой? Нокконенский Юсси был вполне реален. Мы наконец расцепили объятия и долго смотрели на Юсси затуманенными слезами радости от первоначального потрясения глазами. А затем полыхнул всплеск взаимных вопросов, настолько оживлённый, насколько это только возможно на диалекте Перешейка.

Искать методом пристрелки

Выяснилось, что Юсси, хотя он был и не в форме, состоит на службе в Оборонительных силах, курсантом на каких-то курсах в Лахти, и что он приехал специально, чтобы нас увидеть. Поскольку у Юсси было четыре часа до отправления обратного поезда, у него была также возможность навестить наших родителей дома в Задних казармах. Был конец зимы и год был 1941.

Только несколько недель назад Юсси узнал, что семейство Вяхясарья после Зимней войны проживало в районе казарм в Миккели и переехало оттуда в Рийхимяки. Получив отпуск продолжительностью менее суток, Юсси сел в Лахти на поезд и отправился искать нас в Рийхимяки, не зная точного адреса.

Чтобы начать поиски, Юсси выяснил на станции Рийхимяки, где находятся ближайшие народные школы. Получив информацию, Юсси направился в Южную школу, где спросил встреченного им учителя, являются ли Антти и Пентти Вяхясарья их учениками. Получив отрицательный ответ, Юсси сообразил спросить о названии и местонахождении школы, ближайшей к району казарм. Это оказалась Северная народная школа, в которую Юсси и пошёл, руководствуясь указаниями учителя.

От оказавшегося на месте директора Юсси узнал, что разыскиваемые им мальчики являются учениками школы и будут на занятиях ещё почти час. Директор любезно разрешил вызывать мальчиков немедленно. Строгий приказ срочно выйти посредине урока конечно же удивил и меня и Антти. Неожиданная и нежданная встреча с Юсси на школьном дворе шокировала; это оказалась событием, по какой-то причине настолько сильноэмоциональным и чувственным, что я лишь несколько раз в течение моей жизни испытывал подобное.

Визит Юсси

Учитель отпустил моего брата и меня с остатка учебного часа. Во время двухкилометрового пути до дома Юсси почти ничего не говорил, так как мы рассказывали ему всё о том, что делаем мы и другие казарменские парни. Дойдя до дому, мы обнаружили, что отец был в поле, а мать – дома. Встреча с Юсси также растрогала её до слёз и – редкое исключением из её обычной сдержанности – до горячих объятий.

Этим серым и туманным днём мы чувствовали себя так, как будто давно отсутствовавший член семьи вернулся домой. По тёплой улыбке и по всему виду одинокого, лишённого семьи Юсси мы понимали, что он тоже ощущал себя среди домашних, возможно, впервые за долгое время.

Живой, непрерывный говор заполнил комнату; обменивались услышанным, спрашивали наперебой. Рассказывали, что случилось с нашей семьёй и что происходило с Юсси после начала Зимней войны и отъезда из Терийоки. О своих текущих делах, в том числе о пребывании в Лахти и об обучении на курсах, Юсси говорил уклончиво. Позднее мы выяснили, что Юсси не рассказал о них практически ничего. Однако прояснились события Зимней войны и этапы пребывания Юсси на фронте на Перешейке.

Слишком быстро пролетели остававшиеся дневные часы. Как-то вдруг визит Юсси закончился. Подошло время отправления поезда. Многие важные вопросы остались не заданными и многие ответы – невысказанными. Времени хватило лишь на грустное прощание и пожелания скорейшей встречи. Затем дверь за уходящим Юсси затворилась.

Мы стояли в коридоре в замешательстве; настолько коротким оказался визит Юсси.

Грустные проводы

– Ну нет, Юсси не может просто так уйти. Мы с братом побежали за Юсси, догнали и, крепко держась за его руки, проводили до станции. Сказано было немного – это было так трудно. На станции Юсси вновь заключил нас в свои сильные объятия, поднялся в отправляющийся поезд и уехал. Два мальчика лет десяти ещё долго стояли на станционном перроне – потрясённые, глотая слезы. Счастливые терийокские времена, о которых так ярко напомнил близкий друг нашего раннего детства, нежданно вернулись, задержались на мгновение и ушли уже навсегда.

Счастливые времена

За забором нашего дома в Терийоки находился дом Нокконенов, содержательницей и владелицей которого была старая хозяйка, «нокконенская бабушка», жившая вместе с двумя своими незамужними дочерьми. Помощником их был Юсси, ингерманландский беженец лет тридцати. Этот Юхо Хонканен, в обиходе «нокконенский Юсси», был редкостно трудолюбивым и добросовестным работником, услужливым и дружелюбным, отзывчивым и ценимым окружающими. Дети его просто обожали.

Моя лучшая подруга по играм Сиркка и я каждый день постоянно путались в ногах у Юсси, но он относился к нам с удивительным терпением; учил кормить животных, рыть канаву и выполнять повседневную работу в деревенском доме. И самое замечательное; запрягая лошадь, Юсси часто отдавал поводья Сирке или мне. Даже отправляясь на мельницу, Юсси брал нас с собой, сажая маленьких суетливых непосед поверх поклажи телеги или саней.

Юсси иногда даже приглядывал за детьми, когда у родителям нужно было вечером отлучиться. Юсси заботился о нас, как отец о своих детях, защищал нас, когда это было необходимо, и был всегда рядом. Юсси рассказали о своих маленьких заботах и печалях, которые он воспринимал всерьёз, и понимал нас, детей. Короче говоря, Юсси, наряду с матерью и отцом, был в моем раннем детстве самым позитивным, влиятельным и важным взрослым.

Скорбная новость и смятение

Перед Зимней войной Юсси поступил на военную службу, как и другие финские мужчины, и исчез из поля зрения на полтора года, но неожиданно появился перед нами во дворе Северной народной школы в тот описанный мной серый весенне-зимний день 1941 года.

Мы узнали о гибели Юсси через полгода после его визита в Рийхимяки или в первую осень Войны-продолжения; это случилось в середине июля на Перешейке – согласно полученной позднее информации – в деревне Рантакюля прихода Кивеннапа. Скорбное известие сопровождалось необъяснимым фактом, что он был оставлен своими. Это долгое время волновало нас с братом, потому что нам было сказано, что «своих не бросают». Однако постепенно это затмили другие трагические события Войны-продолжения. Позднее судьба Юсси вспоминалась лишь от случая к случаю, пока, наконец, совершенно неожиданно не прояснилась в потрясающем описании на страницах книги.

Последние мгновения Юсси

Несколько лет назад мне в руки попала книга Пентти Х. Тикканена «Рейдовики Перешейка», в которой описывалась деятельность дальней разведки на Перешейке во время Войны-продолжения. В работе, основанной на достоверных фактах, главными героями являлись рейдовики отряда дальней разведки Вехнияйнена (Ulk.1/V/PM, позднейшее наименование – 1/ErP 4), описываемые в тылу врага скорее как группа, а не как отдельные лица. Во время внимательного чтения я дошёл до конца страницы 130 и продолжил на странице 131, где прочитал:

«Тропа вывела на окаймлённую изгородями деревенскую дорогу. Некоторые члены группы предлагали пойти в обход, но остальные вновь предпочли передвижение по дороге. Рейдовики смело топили по просёлку. В воздухе витало напряжение. Чувства были чрезвычайно напряжены. Внизу живота ощущались странные спазмы. Что-то должно было произойти. Метрах за сто до магазина на дороге стояли несколько человек. Двое из них начали двигаться навстречу.

– Stoi! – скомандовал один из них. Одновременно с этим грохнул выстрел. Другой из противников выпалил из своей винтовки. Выстрел был неожиданным. Рейдовики не успели отпрыгнуть в сторону.

– В меня попали, – простонал Юсси Хонканен и рухнул наземь.

– Сильно попали? – спросил находившийся рядом Андрей Порвали.

Но Юсси Хонканен не ответил, а лишь лежал недвижимым на дороге. Одновременно грохотало оружие рейдовиков. Стрелявший в Хонканена упал первым, остальные – сразу же после него. Один попытался было дать тягу, но Арво влёт поразил его. Группа немедленно покинула место событий. Она укрылась в лесу. Там парни могли лишь констатировать суровую реальность: Юхо Хонканен был оставлен павшим на поле боя…»

Ответы на многие вопросы

Этот фрагмент книги всколыхнул и потряс меня. Это было описание конца Юсси. Открывая книгу, я ничего не знал ни об её содержании, ни об описываемых ей событиях, не говоря уже о том, что она содержит описание гибели важного для меня и любимого мной человека, принадлежавшего моему детству.

Дошедшая посредством слухов озадачившая нас информация о том, что «Юсси был брошен своими», нашла в книге своё объяснение, так же, как и несколько оставшихся без ответов вопросов, задававшихся Юсси во время его краткого визита к нам в конце зимы 1941 года. Уклончивые ответы Юсси на вопросы о том, чем он занимается, стали теперь понятны; слушатель курсов дальней разведки не мог быть слишком разговорчивым во всех вопросах.

Эпилог

Множество счастливых, грустных и даже шокирующих воспоминаний более чем пятидесятилетней давности прошли перед моими глазами, оставив чувство тоски и уныния. В то же самое время я ощущал глубокую благодарность за то, что на начальном этапе моей жизни у меня был такой друг, как Юсси. В качестве близкого человека, он был важной и бесценной частью той цепи разнообразных событий, которые сформировали моё безопасное, яркое и счастливое раннее детство.

Однако этот этап жизни, всё ещё остающийся в моей памяти, продлился недолго, омрачившись осенью 1939 года давлением и угрозой – даже для детей приграничных регионов – исходивших от соседнего государства. И, наконец, он завершился артиллерийским обстрелом центра Терийоки орудиями Кронштадтской крепости и флота ранним утром 30 ноября 1939 года.



Пентти Вяхясарья
Журнал «Hakku», № 1 1996

PS

Вскоре после публикации вышеприведённого текста я выяснил, что гибель Юсси упоминается в книге Ласси Сарессало «Отряды дальней разведки Ставки в Войне-продолжении» и описана в книге Маури Ахтосало (Кярпянена) «Рейдовиком на Карельском перешейке». В романе Юхани Сипиля «Отряд дальней разведки Вертти» описывается точка зрения на данное событие Муйсто Лассила, участника этого рейда. Другой рейдовик, Антти Порвали, дал собственное описание этого фатального рейда, унёсшего жизни трёх рейдовиков, которое станет частью книги, которая будет в ближайшее время опубликована. Описания событий, которые привели к смерти Юсси, данные каждым из вышеперечисленных источников, а также Пентти Х. Тикканеном, в целом совпадают между собой, хотя и различаются в описании деталей.



Пентти Вяхясарья
5 июня 2009 года

© 1997–2021