heninen.net
heninen.netSuomi | Русский
since 1997News from The Site    On This Day in History

Jaakkima - Lahdenpohja

Jaakkima arms

First inhabitants around the places known now as Jaakkima and Landenpohja arrived here in the II century BC. Rich fisheries in Ladoga Lake, forests full of game and fur and feather, fruitful lands, suitable for hack and burn land use lead to creation of firsts settlements. Such geographical names as Niva and Sieklahti come from the most ancient population of these places, saami tribes.

From the beginning of the first century AD lands around Jaakkima became one of the centers of the formation of Karelian tribe. Among the archeological monuments of that era are linnamäki (walled township) Osippala and Suur-Mikli township (dated IX-XIV centuries AD).

Early Karelian settlements were rather often raided by Vikings and Novgorod. Scandinavian sagas often tells about raids to Kirjalaland (Karelian land).

First written mention about lands near present Jaakkima is in the 1499-1500 census book of Vot fifth (region) of the great Novgorod. Most part of this land belonged to Sorola taxation region. Administrative and parish center of the region was the island village Sorola, that had a chapel and three burial grounds. Villages Rukola and Mikli were also part of this taxation region. First mentions of orthodox churches in Sorola (of St.George the Victor) and in Mikli (of St.Nicolas) were done in 1571.

According to Stolbovsky 1617 Peace Treaty all Korela uesd (region) territory became Swedish. About a quarter of orthodox Karelian population of the region moved to inner Russia. Abandoned yards were populated by migrants from western Karelia - Savo and Häme regions. Jaakkima lands at the time belonged to Kurkijoki, Sortavala and Uukunniemi districts.

It's modern name Jaakkima got after Jacob De la Gardie, also called Laiska-Jaakko (Lazy Jacob). In the beginning of XVII century he camped for six years at the hill, that in different times was called Pappilan (Priest's), Lippumäki (Flaghill) and Joackimvaara (Jacob's mounth).

First mentions about Sieklahti can be traced back to 1663.

The years of The Northern War (1700-1721) brought a devastation to the region. According to 1721 Uusikapunki Peace Treaty Sweden had to return to Russia Viborg and Ladoga Karelias. They formed a new Viborg Gubernia. At the same time the were first mentions of administrative and parish center Jaakkima.

In 1728 Russian Emperor Peter II presented Jaakkima to his bride Elisabeth, starting the period of so-called donated lands. In 1743 the owner of Jaakkima was Count M.Vorontsov. Only in 1783, following several riots the lands were returned to the crown. But in 1797 Count S.Vorontsov again got more than a half of Jaakkima lands, that were later sold by his daughter to Count A.Kushelev-Besborodko. Jaakkima volost (region) became divided into two parts - the landlord and the crown, with the separate local administrations. The former landlord part was occupying the territory that later (in 1923) became a separate volost Lumivaara.

In 1754 the well-known church builder Eskil Collenius erected a wooden church in Jaakkima. The interiors were done by Viborg master Mikko Stoffert.

There was big saw mill in Jaakkima on Ihalajoki River. It was one of the biggest suppliers of saw-timber in Viborg gubernia.

In 1757 Board Adviser Iohann Wilhelm Tavast proposed a project to connect Saima lake system with Ladoga Lake (near Lahdenpohja). The project plan was adopted in 1810, but newer fulfilled.

In 1776 there were some plans to give Jaakkima the statut of town.

Academician N. Ozeretskovsky in his book "Travelling by Ladoga and Onego lakes" published in 1788 wrought about Jaakkima: "There are eight townships belonging to Serdobol circuit with 15 851 able inhabitants, according to the last census. Of them: ... Jakimvaara township - 3803. ... Of this areas Serdobol, part of Ruskeala, Impilahti, Suojärvi and Jakimvaara township are crown lands, ... The townships (kirheshpilles as they call them here) that are situated along Ladoga lake from Keksholm to Serdobol go in the following order: first cometh Hiitola, then Kronenburg (or Kurkijoki, the crane river) - they both belong to Keksholm circuit, the third is Jakimvaara, nearest to Serdobol and belonging to its circuit."

From 1797 Lahdenpohja country-seat went to the ownership of Alexander Nevsky Monastery and from 1798 - Valaam monastery.

In 1811 Jaakkima, as a part of Viborg gubernia was united to the rest of Finland, that became an Autonomous Grand Duchy of Finland within Russian Empire. During the following 100 years all donated lands were gradually bought out from their owners.

In 1844 there opened a public granary in Jaakkima, that later allowed to survive the bad harvest years of 1860's.

In 1845 Erkki Kuorikoski had started the erection of the new church by the project of the outstanding Finnish architect Carl Ludvig Engel. The interiors of the church were done by Sebastian Gripenberg. In 1850 the old wooden church was dismantled and in 1851 the new church was consecrated. In 1871 the first public library was opened and in 1877 - first public school.

Karelian railroad came to Jaakkima in 1893, when the building of Antrea-Sortavala railroad, connecting Jaakkima with Viborg and Helsinki, was finished.

In the last decade of XIX century there was established a regular ferry lines between Lahdenpohja port and islands villages.

In 1911 new two-storey building of Rauhala country-seat.

In 1912 the railway was prolonged to Lahdenpohja port that was counted the best on Ladoga Lake with two capes - Linnankannanniemi and Papinsaari - creating the natural protection from the elements.

In 1920 Jakkima volost population was 14400.

In 1923 on the part of Jakkima lands was created a new volost - Lumivaara.

In 1924 a plywood factory was build and the villages Sieklahti and Lahdenpohja were taken off Jakkima township to create a new Lahdenpohja township. The Lahdenpohja city plan was created by the architect Otto I.Meurman.

In 1928-29 there were 15 puplic schools in Jakkima volost, including 5-year joint education school in Jakkima. In 1929 a Christian college (Jaakkiman kristillinen opisto) was opened in Jakkima.

There were 16 settlements in Jakkima volost. In 1930 the population was 9921 inhabitant. the main activities were agriculture, fishing and forestry. The tourism also began to be active. In the 1930's 4-5 ships compete for clients, going to Vaalam with the help of local travel agency. A regular bus line to Sortavala was opened.

In 1939 65% of the total 10500 volost population admitted that their main income comes from agriculture. Lutheran church was the main religion. Small Orthodox community existed in Mikli. There were 16 public schools, real school and Christian college. the main agricultural producer was Rauhala country-seat. Several mills and saw-mills were scattered on the rivers, including big sawmill of Annalan Saha Oy and plywood factory of Laatokan Puu Oy in Lahdenpohja. Lahdenpohja population reached 1960.

A military garrison resided in Huuhanmäki (population 1900, two public schools and secondary school). There were headquarters of Viborg regiment (Viipurin rykmentti) and in Rauhala the third infantry regiment was residing. Lahdenpohja port was the main base of Finnish fleet on Ladoga Lake.

After the Winter War, according to 1940 Peace Threaty Jakkima lands, together with other finnish territories became part of the USSR. The popukation was evacuated during the night on 12th of March.

Devastated Jakkima houses were populated by migrants from different parts of the USSR. In the July 9th 1940 the Kurkijoki rayon with the center in Kurkijoki township was created. Former Jakkima volost became a part of it.

During Continuation War Finnish troops came to Ladoga Lake near Lahdenpohja in August 8th 1941 and by August 10th took back Jakkima and Lahdenpohja. As the front moved to the East, some inhabitants could return to their homes by the Christmas. In the next year almost 70% of the volost population returned back.

Lahdenpohja port became the mane base of Ladoga flotilla. A flying field was situated near Kokonniemi. In the beginning of 1942 there were plans to move Finnish General headquarters to Lahdenpohja-Huuhanmäki, But the idea was not realized. A military training center was opened in Huuhanmäki.

On June 22nd 1942 4 Italian torpedo boats came to Lahdenpohja by railroad. On July 15th 1942 15 German attacking-landing vessels were delivered (later their number was increased to 30). All these vessels became a part of Ladoga flotilla.

The second evacuation of Jakkima took part on September 19 1944, after signing the Moscow Peace treaty. The territory of the volost again returned to Soviet Union.

In the January 20th 1945 the administrative center of the Kurkijoki rayon was moved to Lahdenpohja, that got the statut of the town.

In 1946 the Lutheran church in Lahdenpohja was transformed to warehouse and was badly damaged in the fire in 1977.

In August 12nd 1958 Kurkijoki rayon was liquidated and became a part of Sortavala rayon.

In December 10th 1970 Lahdenpohja rayon was created with the center in Lahdenpohja.

The military site at Huuhanmäki was used for army needs till 2001.

In 1990 the railway station building was reconstracted with the help of finnish experts.


See also War on Lake Ladoga.

© 1997–2016
Send a message to Andrew Heninen

heninen.net
heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаНовое на сайте    Этот день в истории

Яаккима - Лахденпохья

Герб Яаккима

Первые жители в окресностях нынешних Яаккима и Лахденпохья появились во II тысячелетии до нашей эры. Богатые рыбой воды Ладоги, изобиловавшие дичью и пушным зверем леса, а также плодородные почвы, способствующие развитию подсечного земледелия, привели к возникновению первых поселений. Такие географические названия, как Нива и Сиеклахти восходит еще к древнейшему, саамскому населению этих мест.

Начиная с первого тысячелетия нашей эры земли Яаккима - один из районов формирования карельского племени. Среди археологических памятников той эпохи - линнамяки (укрепленное городище) Осиппала и городище Суур-Микли (IX-XIV века).

Ранние карельские поселения достаточно часто подвергались грабительским набегам викингов и новгородцев. Так, упоминания о походах в Кирьялаланд (землю корелы) встречаются в скандинавских сагах.

Первое письменное упоминание о землях Яаккима содержится в переписной окладной книге Вотской пятины Великого Новгорода за 1499-1500 годы. Тогда большая их часть относилась к податному округу Сорола. Административным и церковным центром была островная деревня Сорола, имевшая часовню и три кладбища. В податный округ входили также островные поселения Рукола и Микли. Первые сведения о православных церквях Георгия Победоносца в Сорола и Никольской в Микли относятся к 1571 году.

В 1617 году по Столбовскому мирному договору вся территория Корельского уезда отошла к Швеции. Около четверти православного карельского населения уезда переместилось в глубь России. Опустевшие дворы заняли переселенцы из западных районов Карелии - Саво и Хяме. Земли Яаккима относились тогда к приходам Куркийоки, Сортавала и Уукунниеми.

Свое современное название Яаккима получила по имени Якоба де ла Гарди, прозванного также Ленивым Яакко. В начале 17 века он на протяжении шести лет стоял лагерем на холме, именовавшемся в разное время Поповским, Стяговым и холмом Якоба.

Первые упоминания о торговом поселении Сиеклахти относятся с 1663 году.

Годы Северной войны 1700-1721 годов принесли большие опустошения. По условиям заключенного в 1721 году в Уусикаупунки мирного договора Швеция была вынуждена передать России Выборгскую и Ладожскую Карелии. Из них была образована Выборгская губерния. В эти же времена в официальных документах впервые начал фигурировать церковный и административный центр под названием Яаккима.

В 1728 году русский император Петр II передал Яаккима в дар своей невесте Елизавете, положив начало периоду так называемых донационных земель. Так, в 1743 году владельцем земель Яаккима был граф М.Воронцов. Лишь в 1783 году после многочисленных волнений они были возвращены в казну. Однако уже в 1797 году род Воронцовых в лице графа С.Воронцова вновь получил во владение более половины земель Яаккима, а его дочь продала их затем графу А.Кушелеву-Безбородко. Волость оказалась разделенной на две части: господскую и казенную, каждая из которых отдельно вела свое хозяйство. К господской части полностью относилась территория, образовавшая позднее отдельную волость Лумиваара (1923).

В 1754 году известным строителем церквей Эскилем Коллениусом в Яаккима была построена деревянная приходская церковь. Внутреннюю отделку выполнил выборгский мастер Микко Стофферт.

В Яаккима на реке Ихаланйоки действовала крупная пилорама, входившая в число крупнейших поставщиков пиломатериалов Выборгской губернии.

В 1757 году коллежским советником Иоганном Вильгельмом Тавастом был разработан проект соединения Сайменских озер с Ладожским путем строительства канала до Лахденпохья. План был утвержден в 1810 году, однако работы, начатые в рамках этого проекта, так никогда и не были завершены.

В 1776 году поднимался вопрос о придании Яаккима городского статуса.

Академик Н.Озерецковский в своей книге "Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому", вышедшей в 1788 году, приводит следущие сведения о Яаккима: "К Сердобольской округе принадлежат восемь погостов, в которых жителей, состоящих в подушном окладе, по последней переписи считается 15 837 человек, а именно: ... В Якимварском погосте - 3803 ... Из сих погостов Сердобольский, часть Рускальского, Имбилацкий, Суоярвский и Якимварский - государевы... Погосты (кирхшпиль), прилежащие к берегу Ладожского озера от Кексгольма до Сердоболя, суть следующие: первый Гидола, второй Кронебург или Куркийоки (журавлиная река); оба сии причисляются к Кексгольмской округе; третий погост Якимвары, ближайший к Сердоболю, к округе которого и принадлежит."

В 1797 году усадьба Лахденпохья стала собственностью Александро-Невского, а с 1798 года - Валаамского монастыря.

В 1811 году территория Яаккима, как одна из частей Выборгской губернии, воссоединилась с остальной Финляндией, входившей в состав России в качестве автономного Великого Княжества. На протяжении следующих ста лет все донационные имения были постепенно выкуплены у их владельцев.

В 1844 году в Яаккима было открыто общественное зернохранилище, позволившее впоследствии пережить неурожайные 1860-е годы.

В 1845 году Эркки Куорикоски начал строительство новой приходской церкви по чертежам выдающегося финского архитектора Карла Людвига Энгеля. Внутреннюю отделку выполнил Себастьян Грипенберг. В 1850 году, по завершении строительства, старая деревянная церковь была разобрана, а новая освящена в следующем, 1851 году. В 1871 году в волости была открыта первая библиотека, а в 1877 - первая народная школа.

Карельская железная дорога пришла в Яаккима в 1893 году, когда было завершено строительство 139-км. ветки Антреа - Сортавала, связавшей Яаккима с Выборгом и Хельсинки.

В последнее десятилетие XIX века было организовано регулярное судоходство между портом Лахденпохья и островными деревнями.

В 1911 году была построено новое двухэтажное здание усадьбы Раухала.

В 1912 году железнодорожная ветка была продлена до порта Лахденпохья, считавшегося лучшим на Ладоге - мыс Линнанканнанниеми и остров Папинсаари представляют собой естественную защиту от стихии.

В 1920 население волости Яаккима составляло 14400 человек.

В 1923 году часть земель была выделена в новую волость Лумиваара.

В связи со стоительством фанерного завода деревни Сиеклахти и Лахденпохья в 1924 году выделились из состава Яаккима и образовали новый поселок Лахденпохья. Автором плана застройки Лахденпохья был архитектор Отто И.Меурман.

В 1928-1929 учебном году в волости было 15 народных школ, включая 5-классную совместного обучения в Лахденпохья. В 1929 году в Яаккима было открыто христианское училище.

Волость Яаккима насчитывала 16 населенных пунктов. Население составляло в 1930 году 9921 человек. Основами возраставшего благосостояния были земледелие, животноводство, рыболовство и обработка леса. Развивался туризм. В 1930-е годы 4-5 судов боролись за клиентов, совершавших поездки на Валаам через местное туристическое бюро. Было открыто регулярное автобусное сообщение с Сортавала.

В 1939 году 65% из 10500 человек населения волости считало земледелие своим основным занятием. Главной религией являлось лютеранство. Небольшой православный приход был в Микли. Действовало 16 народных школ, ремесленное и христианское училища. Крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции была была усадьба в Раухала. Работали многочисленные мельницы и лесопилки, в том числе - АО Анналан Саха в Сорола и фанерная фабрика АО Лаатокан Пуу в Лахденпохья. Численность населения Лахденпохья составляла 1960 человек.

В Хууханмяки (1900 человек населения, две народные и одна средняя школы) располагался военный городок. Там стоял Выборгский полк, а в Раухала располагался третий пехотный полк. Порт Лахденпохья был основной базой финского флота на Ладоге.

В результате Зимней войны, по договору от 12 марта 1940 года, земли Яааккма вместе с другими финскими территориями были присоединена к СССР. Эвакуация населения была осуществлена в ночь на 12 марта.

Обезлюдевшие дома Яаккима был заселены переселенцами из различных районов СССР. 9 июля 1940 года был образован Куркиёкский район со центром в Куркиёки, составной частью которого стала бывшая волость Яаккима.

В ходе войны-продолжения финские войска вышли к Ладоге в районе Лахденпохья 8 августа 1941 года и к 10 августа овладели Яаккима и Лахденпохья. По мере продвижения линии фронта часть жителей смогла вернуться из эвакуации еще до Рождества 1941 года. В следующем году в свои дома вернулось более 70% жителей волости.

Порт Лахденпохья стал основной базой Ладожской флотилии. В Коконниеми располагался полевой аэродром. В начале 1942 года планировалось перевести в район Лахденпохья-Хууханмяки Ставку Верховного Главнокомандующего, но эта идея так и осталась нереализованной. В Хууханмяки был организован армейский учебный центр.

22 июня 1942 года в Лахденпохья по железной дороге прибыло четыре итальянских торпедных катера, а 15 июля 1942 года, также по железной дороге, было доставлено 15 немецких штурмовых десантных барж (в дальнейшем их число возросло до 30). Все эти суда были включены в состав Ладожской флотилии.

19 сентября 1944 года, в день подписания Московского мирного договора, была проведена повторная эвакуация населения Яаккима. Территория волости вновь отошла к СССР.

20 января 1945 года административный центр Куркиёкского района был перенесен из Куркиёки во вновь образованный город Лахденпохья.

В 1946 году лютеранская церковь в Лахденпохья была переоборудована под склад и сильно пострадала от пожара в 1977 году.

12 августа 1958 года Куркиёкский район был был упразднен и включен в состав Сортавальского района.

10 декабря 1970 года был создан Лахденпохский район с административным центром в Лахденпохья.

Военный городок в Хууханмяки до 2001 года использовался для армейских нужд.

В 1990 годы при участии финских специалистов было реконструировано здание железнодорожного вокзала.


См. также Война на Ладоге.

© 1997–2016
Отправить сообщение Andrew Heninen