heninen.net
heninen.netSuomi | Русский
since 1997News from The Site    On This Day in History

Topographic and statistical description of the border line of Petrozavodsk and Povenets uesds with Finland

II. Topography of the border and natural phenomeni.

The scenery of the border line is generally mountainous, covered with woods and studded with lakes and swamp, that give this land severe, gloomy nature

The mountains, generally known as Olonettskie, cross it from the North-West to the South-East. The Maanselä ridge, that comes to Olonets gubernia from Finland in different parts rises from 42 to 300 meters (from 138 to 984 feets) over the sea level1.

This mountain ridge, made mainly from the solid rock, in many places totally uncovered by the soil, in the Olonets gubernia divides catchment basins of the rivers running to the North to the White Sea and to the South and South-West to the Onego Lake. On the left side of the Finnish border the Maanselä ridge formes in Kuopio and Viborg gubernias the Finnish plain height, where iven the lakes lies at about 200-300 feets over the sea level.

Marshes and swamps. Between the Unus-järvi lake and the path from Kostomuksa to Salli-järvi, there is a swamp that is a continuation of Suojärvi parish marshes; and from the Siverka River up to Runna settlement there lays a part of the well-known Egyptin-korpi great marsh, that comes from Juleviegi village (Pielis-järvi uezd, Kuopio gubernia), and goes to the east over the border and far into Russian territory. In summer time Egyptin-korpi marsh is impassable, and thus the inhabitants of a small Finnish village Jongeeri, set near the lake with the same name in the Northern corner of Kuopio gubernia and bordered by this marsh from their parish church in Pielis-järvi can visit the church only in the winter. As says the author of the "Material on statistics of Finland"2 this lead to the strange tradition in this village - as if its inhabitants keep their dead on the trees during the summer until they have the possibility to bring them to the cemetery in the winter. According to my inquires this information seem to be rather dubious, as those who is quite familiar to the near-border Finland habits say that the Lutheran church rules allow to bury the dead outside the graveyard and even without burial service.

Lakes. Aside the above-said, there are the following remarkable lakes on the near-border territory:

To the right side of the border:

In Petrozavodsk uezd.

  1. Vagat
  2. Sodder
  3. Sjamozero
  4. Nälmozero
  5. U-Mudrih
  6. Gongomuksa
  1. Kivatch-ozero
  2. Veidora
  3. Serchezero
  4. Kutchezero
  5. Meränduksa
  6. Kodrozero

In Povenets uezd

  1. Ussunskoe
  2. Kostomuksa
  3. Poros-ozero
  4. Cherno-ozero
  5. Jangozero
  6. Sunozero
  7. Matozero
  8. Kuzh-ozero
  9. Vongozero
  10. Lambino
  11. Vembelo
  12. Lenderi
  13. Tulos-ozero
  14. Sulo
  1. Gornoe
  2. Korpi-järvi (Korov Lake)
  3. Leksha
  4. Kolvas
  5. Verhnee
  6. Rovtozero
  7. Toros-ozero
  8. Luzenga
  9. Rovkozero
  10. Judala
  11. Kolskoe
  12. Leksa
  13. Dolgoe-ozero
  14. Smolny

To the left side:

In the Salma uezd of Viborg gubernia.

  1. Bolshoe
  2. Gyrsele
  3. Korennoe
  4. Pyhäjärvi
  5. Suojärvi
  6. Plejärvi
  7. Marisjärvi
  8. Latoras-järvi
  9. Vahtimbi-lambi
  10. Saari-järvi
  1. Murizinki-järvi
  2. Leikun-järvi
  3. Kelgi-järvi
  4. Lakus-järvi
  5. Sotoin-lambi
  6. Matka-lambi
  7. Tydi-järvi
  8. Salmi-järvi
  9. Ilamentjärvi

In Ilomantsi uezd of Kuopio Gubernia.

  1. Kugliniemi
  2. Itkien-järvi
  3. Illaja
  4. Veresu
  5. Alimainen
  6. Rouke
  7. Kutajärvi
  8. Garkojärvi
  1. Gattupervi
  2. Gullari
  3. Illimeinen
  4. Metsasamojärvi
  5. Retujärvet
  6. Koidere
  7. Nari-järvi
  8. Gesijärvi

In Pielis-järvi uezd.

  1. Runna
  2. Nurmojärvi
  3. Gelmejärvi
  1. Laklajärvi
  2. Jongeri
  3. Gakojärvi

In Kajaana uesz of Uleåborg gubernia.

  1. Sauna-järvi
  2. Gaukas
  3. Limmalax
  1. Laluja
  2. Lendua
  3. Kivijärvi

The above-said lakes have rather specific forms, mainly oblong, going from North to South. Their shores are mainly rocks, in some places covered with hundred-years old firs and pines, in other - absolutely bare. The above-mentioned settlements situated near some of them, the rest of the lakes lay in the absolutely unihabitant places. The lakes are situated at different layers and the water runs from one to another by the rocky beds, forming more or less spectacular rapids and falls.

Such are all the rivers and brooks named in the topographic description of the border. They are very quick and in places are used for timber floating. They offer a big power force that can be used for development of factories and works in this region.

Rivers. Of the border rivers the most remakable are:

1. The Shuja river, that begins under the name of Karasalmi from Salonjärvi lake, near the Nilosaari (Damp isle) village, about 5 miles from Suojärvi mills. This two-mile river enters Suojärvi (Marsh-lake) and then, near the village Ekhele, runs from it under the name of Shuja river (Marsh0river). This river crosses the border near the settlements Pusunvaara, Korbozero and between Timola and Megilambi villages. Then Shuja runs through the lakes Sodder, Vagat and Logmozero, the latter connected with Onego Lake with the wide strait.

The whole length of the Shuja river is about 132 miles, but due to the presence of numerous rapids (nearly 25) it can be used only for timber rafting. The main rapids are Timoila and Ignoila. They are situated just on the borderline and really are so called "paduns" (falls) - very steep rapids, with the height of over 20 feet.

2. The Suna river, is about 240 miles long and from 120 to 250 feet wide. It runs from the lake of the same name in Povenets uezd, some 15 miles from Finnish border. It's rocky shores, mostly covered by soil, are green and beautiful, especially the right, more mountainous shore. Suna runs along the near-border settlements Tsernosersky-navolok, Valazminsky state cast-iron mills, Pälvozero, Ussuna, Verkhnyaya Gora, Ponizovsaya, Gongolambi. Then it leaves the 30-miles border zone. At about 4 miles before entering Ussunskoe Lake, there are picturesque waterfalls Girvas and Por-Porog on the Suna river. After leaving this lake it creates a well-known waterfall Kivatch, that was berhymed by Derzhavin. In 1858, when His Majesty Alexander Nickolaevitch visited Kivatch there was built a pavilion, which is still kept there. In spite of big fall the Suna is used for timber rafting. There is a wooden shoot built on Kivatch waterfall to let the timber over it. As all rivers of the Olonets region Suna is rich with water only during spring flood. There are bridges over the Suna in Valazma, Lindozero and at it's mouth.

State border reserves. Along the most part of the Finnish border, marked by the 60 feet wide cutting, on the right side of the border lays forest reserves of the ministry of the State Property. There are Sjamozero reserve in Petrozavodsk uezd, Lindozersky reserve laying in Petrozavodsk and Povenets uezd and Seletskaja, Rebolskaja and Kimas-ozerskaja in the latter. To the left of the border cutting there are forests, belonging to different Finnish landowners, seriously damaged by slash-and-burn agriculture, widely in use in that area for raising the grain.

Forests, laying on both sides of the border are mainly coniferous. They give the nature severe Nordic character. The strict view of the dark branchy firtrees and abies and fragrant shaggy pines contrast to the bright azure of the lakes and greens of the meadows. Deciduous trees are not so bright in the North as they use to be in milder climate zones. Only the birch accommodate itself tho this cold country and often forms thick woods.

In the coniferous forests juniper and heather create main undergrowth.

Bird cherry tree and mountain ash are met everywhere, but only as single trees.

Forests alternate with morasses and marshes that are grown with moss and sedge and only sometimes, mainly in Viborg gubernia and in the southern part of Kuopio gubernia one can meet meadows.

But the forests and marshes are rich with the berries. In spring their flowers add the Northen landscape bright colors. One can find a lot of wild strawberries, raspberries, red cloudberries, cloudberries, bilberries, cowberries and cranberries.

Wild animals. The wild bear is a real guard of the forests and poetical Finns gave him a lot of complimentary names. The wolfs hordes are roaming around, raiding the villages and towns suburbs, devouring cattle and even dogs that did nit run away in time. Badgers, foxes, martens, hares and lynxes are often crossing the border. Voracious glutton waits for reindeers - it's favorite food - on the branches of fir-trees. Elks that were met quite often around the whole of Finland had almost vanished now. There are still a lot of weasels, ermines, usual and flying squirrels. Otter mines burrows on the lakes shores. The sociable beavers, that feel birch-trees and eating their rind, were also common animals quite lately.

Wild birds. The near border forests are rich of wild game. The timid wood-grouse can be found in the thickests, marshes feed with berries a great many of black grouses and hazel-hens. Willow grouses are often met on the Northern mowings. Partridges, thrushes and snipes are met in big flock. Of flyind predators one can meet here different eagles, falcons, kites, coccyx, hawks and owls. In summer here is a lot of ravens, crows, sparrows, magpies, daws, woodpeckers, cuckoos, gulls, cranes, swallows that come as far as Enare lake, Lapland buntings, chaffinches, goldfinches, tits, bullfinches, wrens, crossbills and others.

Fishes. The lakes are rich with different fish: salmon, pike, carp, crucian, roach, perch, eel, zander and burbot. Trout and lamprey are common in the swift waters of rivers and brooks.

Amphibious are not many in the near-border region: toad, several kinds of frogs and lizards, grass-snakes, vipers, psyllas.

Insects. There are about 2 000 different kinds of them in Finland.

  1. Orography map of Povenets uesd drawn by Mr. Inostrantsev in 1873-84 that was presented at the Paris Geography Exhibition. The map is an apendix to the book of Mr. Inostrantsev "Geology survey of Povenets uesd and its ore deposits"
  2. From "Material on statistics of Finland" issued by the Deparment of General Staff in 1859, see p. 160

Part III.

© 1997–2016
Send a message to Andrew Heninen

heninen.net
heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаНовое на сайте    Этот день в истории

Топографическо-статистическое описание пограничной черты Петрозаводского и Повенецкого уездов с Финляндией

II. Топография пограничной местности и естественные произведения.

Местоположение приграничного пространства вообще гористое, покрытое лесами и усеянное озерами и болотами, которые придают этой стране суровый, мрачный характер.

Горы, известные под общим названием Олонецких, пересекают ее в направлении от северо-запада к юго-востоку; из них хребет Маанселькя, проходящий в Олонецкую губернию из Финляндии, в разных частях поднимается от 42 до 300 метров (от 138 до 984 футов) над поверхностью моря1.

Этот горный хребет, состоящий, большей частью, из коренных горных пород, во многих местах почти вовсе неприкрытых землей, образует, в Олонецкой губернии, водораздел между бассейнами, изливающимися на север в Белое море, а на юг и юго-запад в Онежское озеро. По левую сторону Финляндской границы, кряж Маанселькя образует, в Куопиоской и Выборгской губерниях, Финляндскую плоскую возвышенность, на которой даже озера превышают уровень моря на 200 и 300 футов.

Болота. Между озером Унус-ярви и тропой из Костомукса в Салли-ярви, находится болото, составляющее продолжение болот Суоярвского прихода; а от речки Сиверки до селения Рунна залегла часть знаменитого своей величиной болота, известного под названием Эгюптин-корпи, которое, начинаясь от деревни Юливиеги (в Пиелис-ярвском уезде, Куопиоской губернии), тянется на восток через границу далеко в пределы России. В летнее время болото Эгюптин-корпи непроходимо, так что жители Финляндской деревушки Йонгери, расположенной у озера того же имени, в северном углу Куопиоской губернии, и отделенной от своей приходской церкви в Пиелис-ярви этим болотом, не могут посещать ее иначе, как только зимой; от этого, по словам автора "Материалов для статистики Финляндии"2, завелось, будто бы в этой деревушке странное обыкновение - в продолжение лета сохранять трупы умерших на деревьях, до того времени, когда представится возможность отвезти их на санях на приходское кладбище. Впрочем, по справкам, мною собранным от лиц, довольно знакомых с прилегающей к границе частью Финляндии, показание это представляется тем более сомнительным, что правила лютеранской церкви не препятствуют погребению усопших вне кладбища и даже без отпевания пастора.

Озера. Кроме вышепоименованных, на приграничном пространстве находятся следующие более замечательные озера:

По правую сторону границы:

В Петрозаводском уезде.

  1. Вагат
  2. Соддер
  3. Сямозеро
  4. Нялмозеро
  5. У-Мудрых
  6. Гонгомукса
  1. Кивач-озеро
  2. Вейдюра
  3. Сяпчезеро
  4. Кутчезеро
  5. Меряндукса
  6. Кодрозеро

В Повенецком уезде

  1. Уссунское
  2. Костомукса
  3. Порос-озеро
  4. Черно-озеро
  5. Янгозеро
  6. Сунозеро
  7. Матозеро
  8. Куж-озеро
  9. Вонгозеро
  10. Ламбино
  11. Вембело
  12. Лендери
  13. Тулос-озеро
  14. Суло
  1. Горное
  2. Корпи-ярви (озеро Коров)
  3. Лекша
  4. Колвас
  5. Верхнее
  6. Ровтозеро
  7. Торос-озеро
  8. Лузенга
  9. Ровкозеро
  10. Юдала
  11. Кольское
  12. Лекса
  13. Долгое-озеро
  14. Смольное

По левую сторону:

Выборгской губернии, в Сальминском уезде.

  1. Большое
  2. Гюрселе
  3. Коренное
  4. Пюхаярви
  5. Суоярви
  6. Плеярви
  7. Марисярви
  8. Латорас-ярви
  9. Вахтимби-ламби
  10. Сари-ярви
  1. Муризинки-ярви
  2. Лейкун-ярви
  3. Кельги-ярви
  4. Лакус-ярви
  5. Сотоин-ламби
  6. Матка-ламби
  7. Тюди-ярви
  8. Сальми-ярви
  9. Иламентярви

Куопиоской губернии, в Иломанском уезде.

  1. Куглиниеми
  2. Иткиен-ярви
  3. Иллая
  4. Вересу
  5. Алимайнен
  6. Роуке
  7. Кутаярви
  8. Гаркоярви
  1. Гаттуперви
  2. Гуллари
  3. Иллимейнен
  4. Метцасамоярви
  5. Ретуярвет
  6. Койдере
  7. Нари-ярви
  8. Гесярви

В Пиелис-ярвском уезде.

  1. Рунна
  2. Нурмоярви
  3. Гельмеярви
  1. Лаклаярви
  2. Йонгери
  3. Гакоярви

Улеаборгской губернии, в Каянском уезде.

  1. Сауна-ярви
  2. Гаукас
  3. Лиммалакс
  1. Лалуя
  2. Лендуа
  3. Кивиярви

Вышепоименованные озера имеют весьма своеобразные формы, чаще всего продолговатые, по направлению от севера к югу. Берега их преимущественно скалистые, местами покрыты столетними елями и соснами, местами же совершенно обнажены от растительности. Около некоторых из них расположены селения, описанные ниже; остальные озера лежат в пустынных местностях. Озера эти стоят на различных уровнях и переливаются одно в другое по каменным руслам, образуя более или менее живописные пороги и водопады.

К числу таких русл следует отнести все реки и ручьи, поименованные при географическом описании границы. Они отличаются быстротой течения, отчасти служат для сплава бревен, но, главное, представляют значительную движущую силу, которой можно с успехом воспользоваться для развития в том крае заводского и фабричного дела.

Реки. Из приграничных рек замечательны:

1. Река Шуя, вытекающая под названием Карасальми из озера Салоноярви, при деревне Нилосаари (Гнилой-остров), в 5 верстах от Суоярвского завода. После двухверстного течения, она впадает в озеро Суоярви (Болотное-озеро), из которого, при деревне Эхкеле, вытекает переименованной в реку Шую (Болотную-реку). Река эта пересекает границу близ селений: Пусунвара, Корбозеро и между деревнями Тимола и Мегиламби. Далее Шуя течет, через озера: Соддер, Вагат и Логмозеро, соединяющееся с Онежским озером Соломенским проливом.

Все течение Шуи составляет около 132 верст, на котором, по причине множества порогов (до 25), она может служить почти только для сплава бревен. Главнейшие из этих порогов - Тимойла и Игнойла находятся на самой границе и представляют так называемые падуны, вышиной до 5 сажен.

2. Река Суна, имеет 240 верст длины и от 30 до 60 сажен ширины. Она берет свое начало из озера того же имени, в Повенецком уезде, верстах в 15 от Финляндской границы. Каменистые берега Суны, покрытые, большей частью, почвой, зелены и красивы, особенно правый, более гористый. Она течет мимо приграничных селений: Чернозерский-наволок, Валазминский казенный чугунно-плавильный завод, Пяльвозеро, Уссуна, Верхняя-Гора, Понизовская, Гонголамби. Дальнейшее течение Суны выходит из пределов 30-верстной приграничной полосы. За 4 версты до впадения в Уссунское-озеро, река Суна образует живописные водопады: Гирвас и Пор-Порог, а по выходе из этого озера известный водопад Кивач, воспетый знаменитым Державиным. На Киваче, по случаю посещения этого водопада Государем Императором Александром Николаевичем, в 1858 году, устроен павильон, сохраняющийся поныне. Несмотря на эти значительные водопады, по Суне сплавляют бревна, для чего на самом Киваче устроен деревянный спуск. Как все реки Олонецкого края, река Суна, по причине возвышенного местоположения, богата водой только во время весеннего полноводья. Через Суну построены мосты в Валазме, Линдозере и при ее устье.

Приграничные лесные дачи*. Вдоль большей части Финляндской границы, она означается лесной просекой, в 10 сажен ширины, по правую сторону которой лежат лесные дачи министерства государственных имуществ: в Петрозаводском уезде - Сямозерская и Линдозерская, переходящая за пределы Повенецкого уезда, и далее, в этом последнем - Селецкая, Ребольская и Кимас-озерская. По левую сторону граничной просеки тянутся леса, принадлежащие разным финляндским землевладельцам, значительно поврежденные распространенным в том крае подсечным хозяйством, состоящим в выжигании лесов для временного пользования под посев хлеба расчищаемой таким образом лесной почвой.

Леса, расположенные по обе стороны границы, состоят, преимущественно из хвойных древесных пород, придающих местной природе суровый северный характер. Темные развесистые ели и пихты, душистые косматые сосны представляют здесь строгую противоположность ясной лазури озер и яркой зелени лугов. Лиственные древесные породы не имеют на севере той сочности, которая свойственна им в более теплых климатах. Из них одна береза приурочилась к этой холодной стране, где нередко встречается, подобно хвойному лесу, сплошными насаждениями.

Вместе с хвойными деревьями растут можжевеловые и вересковые кустарники.

Черемуха и рябина попадаются здесь повсюду, но только единичными деревьями.

С лесами перемежаются пустыри и болота, густо поросшие мхом, ситником и осокой, и лишь изредка представляются взору, преимущественно в Выборгской и южной части Куопиоской губерний, луговые травы.

Зато леса и болота изобилуют ягодами, пестрые цветы которых придают северному ландшафту довольно веселый колорит. Здесь прозябают в изобилии: земляника, малина, куманика, морошка, черника, брусника и клюква.

Дикие звери. Верным стражем лесов является дикий медведь, которому поэтические Финны дают множество лестных названий. Волки рыскают стаями, пожирая, в ночных набегах на деревни и предместья городов, домашний скот и даже собак, не успевших от них укрыться. Барсуки, лисицы, куницы, зайцы и рыси нередко перебегают через границу. Прожорливая росомаха, повесившись на ветвях ели, молчаливо поджидает любимую пищу - мимо проходящих оленей. Лоси, некогда распространенные по всей Финляндии, теперь уже в ней почти совершенно перевелись; зато много ласочек и разных пород грызунов: горностаи, векша, летучая белка и пр. Выдра роет норки по берегам озер: на побережьях северных рек прежде водился общежительный бобер, подъедавший у березы корни, чтобы, повалив дерево, питаться его корой.

Дикие птицы. В особенности же приграничные леса изобилуют птицами для охоты. В чаще леса скрывается пугливый глухарь, пустыри кормят своими ягодами бесчисленное множество тетеревов и рябчиков, а на лесных пожнях севера гуляет легкой поступью белая куропатка. Серые куропатки, дрозды и бекасы водятся в огромном количестве. Из хищных птиц здесь водятся орлы разных пород, соколы, коршуны, копчики, ястребы и совы. Кроме того, сюда залетают птицы разных категорий: ворон, ворона, воробей, сорока, галка, дятел, кукушка, чайка, журавль, ласточка, долетающая на севере до озера Энаре, подорожник, зяблик, щегленок, жаворонок; чижик, синица, снегирь, крапивник, клест и другие.

Рыбы. Озера богаты разной рыбой: лососями, щуками, карпами, карасями, плотвой, окунями, угрями, судаками, налимами; форель и миноги водятся в водах быстрых рек и ручьев.

Земноводные в приграничном крае немногочисленны: жаба, различные породы лягушек, ящерицы, ужи, ехидны, медяницы.

Насекомых насчитывают в Финляндии 2 000 различных пород.

  1. Орографическая карта Повенецкого уезда, составленная г.Иностранцевым в 1873 и 1874 гг. и бывшая на Парижской географической выставке. Карта эта приложена к изданному господином Иностранцевым сочинению: "Геологический обзор Повенецкого уезда и его рудных месторождений".
  2. Сведения заимствованы из сочинения "Материалы для статистики Финляндии", изданного департаментом генерального штаба в 1859 году, см. стр. 160.
  • Государственные (казенные) лесные дачи - заповедные территории с запрещением на них хозяйственной деятельности населения.

Часть III.

© 1997–2016
Отправить сообщение Andrew Heninen