heninen.net
heninen.netSuomi | Русский
since 1997News from The Site    On This Day in History

Aide-memoire
of mr. Holsti, delegate of Finland to the League of Nations, handed on December 9th, 1939, to mr. Avenol, secretary-general of the League of Nations

The Frontiers of Finland

By the Treaties of Peace and Non-Aggression, the Union of Soviet Socialist Republics expressly, and of its own free will, recognized the political frontiers of Finland. The territorial composition of Finland has, moreover, been fixed for centuries past. The western section of the frontier crossing the Isthmus of Karelia goes back to the year 1323, and the eastern section to 1618. As regards the frontier running north from Lake Ladoga, the southern section (as far as Nurmes) goes back to 1618, and the northern section to 1595. The modifications of the frontier on the Arctic coast took place in 1920, when, in accordance with a promise made in 1864, the U.S.S.R. ceded the Petsamo region to Finland in compensation for territory which was then incorporated in Russia. This arrangement was also intended to compensate Finland for the loss of free access to the Arctic Ocean in 1826, when the territory previously regarded as belonging jointly to Russia, Finland and Norway was partitioned between Russia and Norway. From 1809 to 1917, during which period Finland was united to Russia as a Grand-Duchy enjoying complete internal autonomy, her frontiers with Russia were exactly delimited.


Negotiations between Finland and the Union of Soviet Socialist Republics

In the course of the negotiations in October-November 1939, to which the Government of the U.S.S.R. invited the Government of Finland on October 5th last, the U.S.S.R. made detailed proposals prejudicial to the territorial integrity of Finland.

The majority of the proposals of the U.S.S.R. were actuated by strategic considerations which it was attempted to justify by a desire to guarantee the security of Leningrad. In point of fact, these considerations had already been taken into account in the Peace Treaty of Tartu, whereby the outer islands in the Gulf of Finland and the Islands of Suursaari were demilitarized. The treaty further provided that certain fortifications on the Finnish side of the Isthmus of Karelia were to be destroyed and that freedom of military action on the eastern coast of the Gulf of Finland was to be subject to certain restrictions. Finland has scrupulously observed all her undertakings. Now the U.S.S.R. has made proposals regarding the cession of certain territories by Finland by grant of lease or by exchange. In order to reach an agreement with the U.S.S.R., Finland has adopted the most conciliatory attitude possible. The limit of the concessions beyond which Finland has thought it impossible to go was determined by the two following considerations:

1. Compliance with the considerations of security advanced by the U.S.S.R. must not be allowed to prejudice Finland's security or her possibilities of defense;

2. The policy of neutrality pursued by Finland and recognized even by the U.S.S.R. must not be jeopardized.

The proposals to which the U.S.S.R. firmly adhered were for the cession of a naval base at the entrance to the Gulf of Finland and a modification of the frontier on the Isthmus of Karelia. They would have meant the renunciation of the above-mentioned principles.

In the counter-proposals whereby Finland endeavored to discover new means of satisfying the demands of the U.S.S.R., it was finally contemplated—in addition to partial acceptance of the territorial demands of the U.S.S.R. on the coast of the Arctic Ocean— to agree to the cession to the U.S.S.R. of five of the outer islands in the Gulf of Finland and the southern part of the Island of Suursaari. together with the removal of the line of demarcation to a distance of approximately 20-25 kilometers from the very ancient frontiers on the Isthmus of Karelia in the north-eastern part of the Gulf of Finland. The cession of these territories, which from the remotest times have been inhabited by a Finnish population, would have meant the renunciation of the principles of nationality recognized by the founders of the U.S.S.R. Nevertheless, the Government of Finland were ready to make this heavy sacrifice, in order to meet the demands of her great neighbor.

There was a limit beyond which the Government of Finland considered it impossible to go in making concessions. The principle that its importance or the size of one of its towns entitles a State to require the cession of territory from a smaller State is unknown in the political life of the West. A large country is protected by its very size. To require a small State to renounce its means of defense is tantamount to destroying that State's liberty. By giving up its means of defense, the small State either falls under the domination of the great Power by which the demands were presented or becomes the battlefield of great Powers. The U.S.S.R. is not exposed to any danger of indirect aggression by a great Power through Finnish territory. The most effective way of guaranteeing it against such a danger for all time is to allow the Finnish people the possibility of ensuring—as it is firmly determined to do—the application of its policy of neutrality by effective defense designed to maintain the independence of its country, and not to deprive it of that possibility.

The negotiations conducted in Moscow were broken off by the U.S.S.R. on November 13th. In Finland, however, the hope was explicitly expressed that negotiations would be continued and conducted to a successful conclusion. The Soviet allegation that the «intransigent» attitude of Finland towards the territorial demands of the U.S.S.R. was prompted by certain foreign Powers is devoid of all foundation. Indeed, the fundamental instinct of self-preservation obliges every State to organize its defense and independence on solid foundations. The same instinct of self-preservation also obliges the small States to hold aloof from the conflicts of the great Powers and scrupulously to maintain their neutrality. The allegation that in the negotiations Finland gave evidence of intransigence and of a hostile attitude towards the U.S.S.R. is untrue, as Finland advanced no demands and preferred no threats against the U.S.S.R. Far from threatening, she was prepared to make concessions to her neighbor in the national and military spheres which should have afforded a sufficient guarantee for the security of Leningrad.

Even during the negotiations in Moscow, the air forces of the U.S.S.R. committed several violations of the territorial integrity of Finland. Between October 10th and November 14th about thirty such violations were recorded. Finland drew the attention of the U.S.S.R. to this fact through diplomatic channels, but she was careful not to exaggerate its importance, so as to avoid tension in the relations of the two countries and also in order to facilitate the negotiations then in progress. After the negotiations were broken off, the U.S.S.R. embarked upon a systematic campaign of wireless and Press propaganda against Finland, but it was not until November 26th that the anti-Finnish measures began to take on a more aggressive and cynical tone. This last phase continued until November 30th. on which date the aggression of the U.S.S.R. against Finland took place.

It was on the first-mentioned date — that is, November 26th — that the U.S.S.R. launched an accusation against Finland to the effect that Finnish troops had opened fire with guns on the Soviet troops lying on the other side of the frontier in the neighborhood of the village of Mainila, on the Karelian Isthmus. The Government of the U.S.S.R. professed to conclude from this that the concentration of Finnish troops in the vicinity of the frontier threatened the city of Leningrad and constituted a hostile act against the U.S.S.R. They proposed that the Government of Finland should, without delay, withdraw their troops on the Isthmus of Karelia to a distance of 20-25 kilometers from the frontier to preclude the possibility, so they declared, of the renewal of such provocation.

Finland, being ready to prove her innocence and desiring to avoid any possible misunderstanding, proposed, on November 27th, a joint inquiry to elucidate the circumstances in which the alleged incident had taken place, and declared, inter alia, that there was no artillery in the immediate vicinity of the frontier. She further proposed negotiations with a view to the withdrawal of the troops on both sides of the frontier. In reply, the Government of the U.S.S.R., on November 29th, unilaterally denounced the Treaty of Non-Aggression, in flagrant contradiction of the treaty's express provisions.

Finland then proposed the conciliation procedure laid down in the treaty, which was to be employed more particularly to ascertain whether the non-aggression obligation had been violated. Alternatively, she declared herself willing to submit the dispute to neutral arbitration, in order to furnish conclusive proof of her desire to reach agreement with the U.S.S.R. and to rebut the latter's allegations. Finland declared herself willing to come to an agreement with the U.S.S.R. for the withdrawal of her defense troops on the Isthmus of Karelia to such a distance from Leningrad that any possibility of a threat to the safety of that city would be eliminated.


Outbreak of Hostilities

But before the Minister of Finland in Moscow had an opportunity of transmitting Finland's reply to the Commissariat for Foreign Affairs, the U.S.S.R., on the evening of November 29th, broke off diplomatic relations. Nevertheless, the Finnish reply to the notifications of the U.S.S.R. regarding the denunciation of the Non-Aggression Treaty was handed to the Commissariat for Foreign Affairs immediately after 12 o'clock on the night of November 29th-30th. The note should have fully convinced the Government of the U.S.S.R. of Finland's unwavering desire to reach an agreement regarding the removal of her troops on the Isthmus of Karelia away from the U.S.S.R.; but on November 30th, the latter nevertheless began its aggression against Finland.

The wireless propaganda of the U.S.S.R. against Finland reached its climax on the evening of November 29th and during the following night, Finland being accused, without foundation, of several violations of the frontier, although, to avoid any possibility of incidents, the Finnish troops and frontier-guards had been withdrawn to a stated distance from the frontier, and therefore unquestionably remained throughout on Finnish territory, refraining from all military action. The Soviet troops, on the other hand, crossed the frontier near Pummanki, to the north-east of Petsamo, as early as the evening of November 29th* and captured three Finnish frontier-guards.

The above-mentioned Soviet allegations were denied by Finland the same evening, and the serious violation of the frontier was concisely reported. Little by little, however, it became clear that the U.S.S.R. had decided to open hostilities against Finland, though the latter could not expect them to begin so soon—the following day in fact—particularly as no declaration of war or even ultimatum had been sent. Still less was it to be imagined that the U.S.S.R. would open hostilities against the civil population too.

On November 30th, Soviet aeroplanes appeared above Helsinki about 9 a.m. and bombarded the city and the neighboring aerodrome. The attack was repeated the same day about 2.30 p.m., and on this occasion dozens of civilians, chiefly women and children, were killed. The bombs destroyed several private houses and caused numerous fires. The same day, Soviet aeroplanes also bombarded other towns, such as Viipuri, Turku, Lahti and Kotka, together with various places in the interior of the country—e.g., Enso, a large State factory. The destruction and material damage caused by these bombardments chiefly affected the civil population. The bombardments did not even spare the buildings specially protected by Article 27 of the Convention forming part of the Fourth General Hague Convention of 1907 respecting the laws and customs of war on land. A church in Helsinki and a hospital in Enso were, for example, set on fire by bombs. Altogether, 85 persons, including 65 at Helsinki, were killed during the bombardments carried out on the first day. The following day there was a further bombardment of several towns and other centers of population; there were several dozen casualties in districts on the Karelian Isthmus and on the eastern frontier, and much damage was done. The sole purpose of these air attacks was, without doubt, to annihilate the civil population and cause material damage. It may, perhaps, be suggested that the bombs fell accidentally on objectives other than those aimed at. But low-flying aeroplanes were seen to turn the fire of their machine-guns directly on private houses, schools, and women and children rushing to take shelter.

The land and naval forces have shown the same cruelty and the same flagrant disregard for the elementary laws of warfare; they have spared neither women, children, nor even shipwrecked civilians.

Hostilities in general began on the morning of November 30th, when the troops of the U.S.S.R. crossed the frontier and attacked the Finnish troops at several points on the Karelian Isthmus and on the eastern frontier from Lake Ladoga to Petsamo. Hitherto, the Soviet troops have occupied part of Petsamo and certain other places, the defense of which was abandoned for military reasons. Furthermore, a Soviet warship bombarded the Finnish coast in the neighborhood of the Island of Russarö, but was obliged to withdraw after sustaining losses. Certain islands in the Gulf of Finland, which were demilitarized at the demand of the U.S.S.R. under the Treaty of Peace concluded at Tartu in 1920, have now been occupied by the armed forces of the U.S.S.R., which have taken advantage of the position. Hostilities are still proceeding throughout the length of the country's frontiers.

It is clear from the foregoing that the U.S.S.R. has unquestionably undertaken against Finland action within the meaning of Article II, paragraphs 2 and 3, of the International Convention for the Definition of the Aggressor, concluded in London on July 3rd, 1933, on the initiative of the U.S.S.R.; Finland acceded to the Convention in 1934. Hence the U.S.S.R., even in its own view, should be regarded as an aggressor.

As early as the day following the opening of hostilities, the U.S.S.R. broadcast the intimation that it had set up a new «democratic» Government for Finland in the village of Terijoki on Finnish territory on the Isthmus of Karelia, near the Finnish-Soviet frontier. This Government is composed of Finnish Communists, almost all of whom fled to Russia twenty years ago and who had been guilty of high treason and rebellion, of which offenses some of them have even been convicted by the courts. Such a body, set up by a foreign Power. Finland — as presumably all foreign States do — regards as devoid of all importance and entirely without standing. The legal Government of Finland is still in the capital of the country, notwithstanding the allegations of the U.S.S.R.

On the day on which the troops of the U.S.S.R. attacked the territory of Finland, the United States offered their good offices with a view to the pacific settlement of the dispute. This offer was arrogantly rejected by the U.S.S.R., whereas Finland, though the injured party, gratefully accepted it. Finland has even gone further in her efforts in favour of peace in the North, and general peace. Attempting to overlook the great injustice she had suffered and her irreparable losses of both human lives and property, on December 4th she approached the Government of the U.S.S.R., through the Minister of Sweden in Moscow, with a proposal for the re-opening of negotiations. At the same time, she declared her willingness to make new proposals with a view to the satisfactory settlement of the questions pending between herself and the U.S.S.R. This proposal was also rejected by the latter, which disputed the Swedish Minister's right to represent the interests of Finland, and replied that it was only prepared to negotiate with the above-mentioned Government, which it had itself set up at the frontier of Finland.

The U.S.S.R. has thus clearly demonstrated its intention, regardless of everything, to continue its armed attack by every means until it has Finland at its mercy and can destroy both her independence and her existence, despite the fact that M. Molotov, Commissar for Foreign Affairs of the U.S.S.R., affirmed the contrary in a speech delivered in the course of the negotiations mentioned above.

  • More accurately on November 28th.
© 1997–2016
Send a message to Andrew Heninen

heninen.net
heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаНовое на сайте    Этот день в истории

Разъяснение,
данное делегатом Финляндии г-ом Холсти 9 декабря 1939 года Генеральному секретарю Лиги наций г-ну Авенолю

Границы Финляндии

В мирном договоре, а также в договоре о ненападении Советский Союз, исходя из своей собственной воли, сам признал государственные границы Финляндии. Территориальное становление Финляндии происходило в течение многих столетий. Западная часть границы, проходящей через Карельский перешеек, относится к 1323 году, а восточная — к 1618; южная часть границы севернее Ладожского озера (до широты Нурмеса) относится к 1618 году, а северная часть — к 1595 году. В районе побережья Северного Ледовитого океана в 1920 году произошло изменение, когда Советский Союз передал Финляндии область Петсамо в качестве компенсации в соответствии с обещанием, данным еще в 1864 году, когда один из участков территории был присоединён к России. Это в то же время являлось как бы возмещением за то, что Финляндия в 1826 году утратила возможность свободного выхода к Северному Ледовитому океану, поскольку участок территории, до этого использовавшийся совместно с Россией, Финляндией и Норвегией, разделили между собой Россия и Норвегия. В течение всего периода с 1809 года по 1917 год, когда Финляндия в качестве Великого княжества, пользующегося полным внутренним самоуправлением, находилась в составе России, она имела с ней точно определённые границы.


Переговоры между Финляндией и Советским Союзом

В период проводившихся в октябре-ноябре 1939 года переговоров, на которые 5 октября сего года правительством СССР были приглашены представители финляндского правительства, Советский Союз, однако, выступил с отдельными предложениями, которые касались государственной территории Финляндии.

Большинство своих предложений СССР обосновывал стратегическими моментами, которые, как заявлялось, исходят из соображений безопасности Ленинграда. Однако они были приняты во внимание ещё при заключении Тартуского мирного договора, по которому были демилитаризованы внешние острова в Финском заливе и остров Суурсаари, а также достигнута договорённость об уничтожении некоторых фортификационных сооружений, расположенных по финляндскую сторону границы на Карельском перешейке, и о некоторых ограничениях военной активности в районе восточной части побережья Финского залива. Финляндия добросовестно выполняла свои обязательства. Однако теперь Советский Союз стал предлагать, чтобы Финляндия пошла на территориальные уступки в форме аренды или же обмена территориями. Чтобы достичь взаимопонимания с Советским Союзом, правительство Финляндии отнеслось — в тех пределах, в которых это было возможным — положительно к его предложениям. Тот предел, дальше которого Финляндия не считала возможным пойти, определялся следующими двумя принципами:

1. Представленные Советским Союзом соображения касательно обеспечения безопасности не должны осуществляться в ущерб безопасности и обороноспособности другой стороны, т.е. Финляндии;

2. Политика нейтралитета, которой придерживается Финляндия и которую, как заявил Советский Союз, он тоже признает, не должна быть поставлена под угрозу.

Предложения, неизменно выдвигавшиеся Советским Союзом, предусматривали передачу ему территории морской базы на побережье Финляндии в устье Финского залива и перенос границы на Карельском перешейке. Согласиться на эти предложения означало бы отвергнуть указанные принципы.

Встречные предложения Финляндии, в которых она пыталась найти новые формы удовлетворения пожеланий Советского Союза, в конце концов, содержали — помимо частичных уступок территориальным требованиям СССР на побережье Северного Ледовитого океана — передачу Советскому Союзу пяти внешних островов в Финском заливе и южной части острова Суурсаари, а также перенос границы на Карельском перешейке у северо-восточного побережья Финского залива на расстояние 20—25 км от линии древней границы между двумя странами. Передача этих территорий, на которых с давних времён всегда жили финны, означала бы отказ от принципа уважения к национальностям, признанного основателями СССР. Тем не менее, правительство Финляндии было готово пойти на эту тяжёлую жертву, дабы удовлетворить пожелания своего великого соседа.

У финляндского правительства есть предел, через который оно не могло перейти, соглашаясь на уступки. Принцип, в соответствии с которым какое-либо государство в силу своей огромности либо же больших размеров какого-либо своего города имело бы право требовать территориальных уступок от малого государства, является чуждым для политической жизни западного мира. Сами по себе размеры великого государства уже являются его защитой. Требовать, чтобы малое государство отказалось от своих возможностей защищаться — это все равно что уничтожать его свободу. Отказавшись от возможностей создания обороны, оно либо впадёт в зависимость от диктата выдвинувшей такое требование великой державы, либо станет ареной военных действий между великими державами. Никакой угрозы косвенной агрессии — агрессии какой-либо великой державы, направленной через территорию Финляндии против Советского Союза — не существует. Гарантией того, чтобы она никогда не возникала, является сохранение для народа Финляндии предпосылок — вместо ликвидации таковых — обеспечивать в соответствии с его твёрдой волей соблюдение политики нейтралитета эффективной самообороной для поддержания независимого статуса страны.

Переговоры в Москве были прерваны 13 ноября в связи с позицией, которую занял СССР. Финляндская же сторона высказывала надежду на то, что их можно было ещё продолжить и довести до удачного завершения. Высказывавшиеся со стороны Советского Союза утверждения о том, что якобы «неуступчивость» Финляндии в отношении территориальных требований СССР можно было объяснить влиянием каких-то иностранных держав, является в высшей степени необоснованным. На деле же элементарное чувство самосохранения заставляет любое государство заботиться об организации системы обороны, а также создавать на серьёзной основе условия для обеспечения своей государственной независимости. Такое же стремление к сохранению вынуждает каждое малое государство стремиться оставаться в стороне от военных действий между великими державами и заботливо оберегать свой нейтралитет. Утверждение о том, что Финляндия на переговорах своей неуступчивостью показала враждебность по отношению к СССР, противоречит истине, ибо Финляндия не выдвигала никаких требований и угроз. Финляндия не угрожала ему, а наоборот, была готова пойти на тяжёлые в национальном и военном отношении уступки, которые должны были быть достаточными для укрепления безопасности Ленинграда.

Ещё в то время, когда в Москве шли переговоры, военные самолёты Советского Союза совершали многочисленные нарушения воздушного пространства Финляндии. В период с 10 октября по 14 ноября число их достигло примерно 30. Финляндия по дипломатическим каналам обращала на это внимание Советского Союза, но не хотела чересчур заострять этот вопрос, дабы избежать возможного ухудшения отношений и облегчить ход переговоров, которые велись. После того как переговоры были прерваны, Советский Союз развязал по радио и в печати систематическую пропаганду против Финляндии. Однако более бесцеремонные формы действия Советского Союза против Финляндии начали принимать 26-го ноября. Этот последний этап длился до 30-го ноября, когда Советский Союз начал агрессию против Финляндии.

В тот день, 26 ноября, Советский Союз выдвинул против Финляндии обвинение в том, что будто бы финские войска совершили артиллерийский обстрел советских войск, размещённых в районе деревни Майнила на Карельском перешейке. Советское правительство тем самым хотело засвидетельствовать, что концентрация финских войск вблизи границы создаёт угрозу для города Ленинграда и представляет собой враждебные действия против Советского Союза. Оно предложило, чтобы правительство Финляндии отвело свои войска на Карельском перешейке подальше от границы на 20—25 километров и таким образом исключило возможности для якобы новых провокаций.

Выражая готовность доказать свою непричастность к данному инциденту и устранить поводы для возможных недоразумений, Финляндия 27 ноября предложила, дабы ликвидировать всякую неясность, провести совместное расследование, заявив, в частности, что в непосредственной близости от границы артиллерия размещена не была. Она предложила, чтобы обе стороны отвели свои войска от самой границы. Ответом на это было следующее: советское правительство 28 ноября заявило о том, что оно в одностороннем порядке разрывает договор о ненападении, что полностью противоречило чётко сформулированным положениям договора.

После этого Финляндия предложила урегулировать вопрос в предусмотренном договором порядке, который надлежит применить именно в том случае, когда речь идёт о нарушении обязательств, касающихся ненападения. Финляндия в качестве альтернативы объявила о своей готовности рассмотреть возникшее противоречие с привлечением посредничества нейтральной стороны, дабы представить веское доказательство своего стремления достигнуть взаимопонимания с Советским Союзом и отвергнуть его утверждения. Финляндия объявила о том, что она готова договориться с СССР об отводе своих размещённых в обороне на Карельском перешейке войск на такое расстояние от Ленинграда, чтобы не существовало никакой возможности угрозы его безопасности.


Начало военных действий

Однако прежде чем финляндский посол в Москве успел передать ответ Финляндии в Комиссариат по иностранным делам, Советский Союз вечером 29-го ноября разорвал дипломатические отношения с Финляндией. Этот ответ финляндской стороны на объявление Советским Союзом о расторжении договора о ненападении все же был передан в Комиссариат по иностранным делам после полуночи, в ночь на 30 ноября. В связи с упомянутой выше нотой финляндской стороны Советский Союз был полностью информирован о безусловной готовности Финляндии договориться об отводе своих войск на Карельском перешейке на условиях, предлагаемых Советским Союзом, однако, несмотря на это, он 30 ноября начал свою агрессию против Финляндии.

Вечером 29 ноября и в последующую ночь советская радиопропаганда против Финляндии велась с особой интенсивностью. Финляндия безосновательно обвинялась в неоднократных различных пограничных нарушениях, хотя финляндские вооружённые силы, а также пограничные войска, которым даже был отдан приказ отойти на некоторое расстояние от границы во избежание пограничных инцидентов, находились все время на финляндской стороне и воздерживались от всякой вооружённой активности, в то время как советские войска вечером 29-го числа* совершили переход границы в районе Пумманки в области Петсамо и захватили трех финских пограничников.

Финляндская сторона уже в этот же вечер заявила о том, что распространяемые Советским Союзом вышеупомянутые данные являются ложными, и прокомментировала данный факт грубого нарушения границы, совершенного Советским Союзом. При этом, однако, уже стало очевидным, что СССР принял решение начать против Финляндии войну. Финляндия же не могла ожидать, что война разразится так быстро, уже на следующее утро, так как никакого объявления войны и даже ультиматума ей предъявлено не было. Ещё в меньшей степени можно было предположить, что Советский Союз, помимо всего, будет наносить удары по беззащитному гражданскому населению.

30-го ноября примерно в 9 часов утра советские самолёты появились в небе над Хельсинки и начали бомбить город и расположенный поблизости от него аэродром. Налёт повторился в этот же день примерно в 14.30, при этом погибло несколько десятков гражданских лиц, главным образом это были женщины и дети. Бомбами было уничтожено много гражданских объектов, возникли многочисленные пожары. В этот день советские самолёты бомбили также многие другие города, в частности, Выборг, Турку, Лахти и Котка, а также некоторые другие населённые пункты внутри страны, в частности, крупный государственный завод в Энсо. От этих бомбардировок пострадали главным образом мирные жители и их имущество. При бомбардировках пострадали даже такие здания, которые в соответствии со статьёй 27 регламентирующего ведение наземных боевых действий Положения IV Гаагской конвенции от 1907 года подлежат особой защите. Так, бомбы разрушили в Хельсинки одну из церквей, а в Энсо вызвали пожар в расположенном там здании больницы. Во время этих бомбардировок в первый день во всей стране погибло 85 человек гражданских лиц, из них только в Хельсинки — 65 человек. На следующий день бомбардировкам снова подверглись многие города и другие населённые пункты, при этом количество погибших гражданских лиц также составило несколько десятков, причинен большой материальный ущерб. Наверняка целью этих бомбардировок являлось уничтожение именно мирных жителей и их имущества. Можно объяснить эти нанесённые воздушными налётами разрушения тем, что были допущены просчёты при бомбометании. Однако было отмечено, что летевшие низко самолёты нацеливали огонь из своих пулемётов прямо на гражданские здания, в частности, на школы, а также на бегущих в укрытия женщин и детей.

Сухопутные войска и военно-морской флот СССР также проявляли такую же жестокость и презрение к элементарным положениям, касающимся ведения войны, открывая огонь по женщинам и детям, даже по тем гражданским лицам, которые оказывались в воде.

Что касается военных действий, то они также были начаты утром З0-го ноября, когда советские войска перешли границу и завязали бои в финском приграничье с держащими оборону войсками во многих местах как на Карельском перешейке, так и на восточной границе от Ладожского озера до Петсамо. К настоящему времени советские войска заняли часть области Петсамо, а также отдельные небольшие участки на Карельском перешейке и к северу от Ладожского озера, которые были оставлены нами исходя из военных соображений. Кроме того, советский военный корабль подверг обстрелу участок финляндского побережья в районе острова Руссарё, однако, получив повреждения, вынужден был все же отойти. Некоторые внешние острова Финского залива, которые в соответствии с положениями заключённого с СССР в 1920 году Тартуского мирного договора, включёнными в договор по требованию СССР, были оставлены без фортификационного и оборонительного прикрытия, оказались теперь занятыми вооружёнными силами Советского Союза, который воспользовался указанным обстоятельством. Боевые действия полномасштабного характера продолжаются на всем протяжении границы.

Все это указывает на то, что Советский Союз, бесспорно, предпринял против Финляндии действия, квалифицируемые соответствующим образом в пунктах 2 и 3 статьи II международного договора, заключённого в Лондоне по его инициативе 3-го июля 1933 года и определяющего понятие «агрессия» (к этому договору в 1934 году присоединилась и Финляндия), так что Советский Союз, следовательно, исходя из его же собственного представления, может считаться агрессором.

Уже на следующий день после начала войны Советский Союз через свое радиовещание объявил о том, что им создано на территории Финляндии в местечке Терийоки, что на Карельском перешейке вблизи границы Финляндии с СССР, новое «демократическое» правительство для Финляндии. В это правительство входят бежавшие в Россию финские коммунисты, которые почти все бежали в Россию 20 лет тому назад и которые виновны в измене родине и организации восстания, за что некоторые из них даже приговорены судом к наказанию. Такой созданный иностранной державой орган власти не может иметь никакого авторитета и значения ни для Финляндии, ни, по всей видимости, для других государств. Законное правительство Финляндии вопреки сделанным со стороны СССР заявлениям продолжает находиться в столице государства.

В тот день, когда советские войска вторглись на территорию Финляндии, Североамериканские Соединённые Штаты дружески предложили свои услуги для урегулирования этого конфликта мирным путём. Советский Союз, однако, высокомерно отверг это предложение, в то время как Финляндия, напротив, несмотря на то, что она является пострадавшей стороной, объявила о том, что она с благодарностью принимает предложение. Финляндия предприняла также дополнительные шаги в своем желании действовать во благо мира как в регионе Северных стран, так и во всем мире. Стремясь забыть испытанную на себе огромную несправедливость и выпавшие на ее долю невосполнимые потери, вызванные гибелью людей и имущества, она при посредничестве посла Швеции обратилась 4 декабря к правительству СССР с предложением снова начать переговоры. При этом Финляндия заявила, что она согласна на то, чтобы выдвигать новые предложения с целью удовлетворительного решения вопросов, имеющихся между СССР и Финляндией. Однако и это предложение Советский Союз отверг, заявив лишь, что он желает вести переговоры только с упоминавшимся выше правительством, которое он сам создал у самой финляндской границы; кроме того, он заявил, что посол Швеции не имеет даже права выступать в роли блюстителя интересов Финляндии.

Таким образом, Советский Союз ясно дал понять, что он намеревается, невзирая ни на что и не гнушаясь никакими средствами, продолжать свою вооружённую агрессию против Финляндии до тех пор, пока не получит возможность распоряжаться здесь по своему усмотрению и уничтожить, таким образом, независимость и само существование Финляндии, хотя комиссар по иностранным делам СССР Молотов во время переговоров между представителями Финляндии и СССР в официальной речи, которую он произнёс, заверял в совершенно обратном.

  • Точнее — 28 ноября.
© 1997–2016
Отправить сообщение Andrew Heninen