heninen.net
heninen.netSuomi | Русский
since 1997News from The Site    On This Day in History

Stalin’s Directives to Molotov Prior to the Visit to Berlin

Top secret
November 9, 1940

Some directives for the Berlin visit

1. Purpose of visit:

a) To find out the true intentions of Germany and all the participants of the pact of three (Germany, Italy and Japan) in the execution of the plan to form the New Europe and similarly the Great Eastern-Asian space: the borders of the New Europe and the Eastern-Asian space; character of government structure and relationship of different governments in New Europe and in Eastern-Asian Territory; stages and time frame of realisation of these plans and, at least those which are planned at earliest; prospects of other countries joining the pact of three; position of USSR in these plans in the present and in future.

b) To prepare the initial draft of the spheres of interests of USSR in Europe and also in Central Asia and Middle East, to try and explore the possibilities of agreement on these with Germany (and similarly with Italy); considering the continuation of the negotiations in Moscow, to which Ribbentrop must come in near future no such agreement should yet be signed with Germany and Italy at the given stage of negotiations.

2. Proceeding from that, that Soviet-German agreement on the partial segregation of the spheres of interest of USSR and Germany has due to current events exhausted (except in case of Finland), to achieve in negotiations the inclusion of the following to the sphere of interest of USSR:

a) Finland: on the basis of the Soviet-German agreement of 1939, Germany must overcome all the difficulties and misunderstandings (withdrawal of German armed forces, curtailment of all political demonstrations in Finland and Germany which are against the interests of USSR)

b) Danube: In the parts of Danube adjoining sea – in accordance to the directives to Com. Sobolev. Similarly to state our dissatisfaction that Germany did not consult USSR on the matter of guarantees and about sending troops to Romania.

c) Bulgaria – Should be the major issue of dialogues. In agreement with Germany and Italy it should belong to the sphere of influence of USSR on the same grounds guarantee to Bulgaria will be provided by USSR, as it is done by Germany and Italy in respect to Romania, with deployment of Soviet troops in Bulgaria.

d) The question of Turkey and its future cannot be decided without our participation, since we have serious interests in Turkey.

e) Question of long term future of Romania and Hungary is much to our interest as they border USSR, and we wish to conclude agreements on these issues.

f) Question of Iran cannot be decided without the participation of USSR as we have serious interests there. Do not discuss this unless it is required.

g) Concerning Greece and Yugoslavia we want to know what Axis powers are planning.

h) Concerning Sweden USSR stands by the opinion that preserving its neutrality is in the interests of USSR and Germany. Does Germany also stand on the same position?

i) The USSR as a Baltic state is concerned about free transit of vessels from the Baltic in times of peace and war through the Great and Little Belts, Øresund, Kattegat and Skagerrak. It would be best, on the example of the Conference on the Danube, to arrange a conference on this question with the representatives of the interested countries.

j) On Spitsbergen: our coal concessions must get the work contract.

3. Transit Germany-Japan – We are in commanding position. That should be in mind.

4. If enquired about our relationship with Turkey: – Inform about our reply to Turkey; specifically: we have told them that in the absence of pact of mutual cooperation with USSR they have no right to demand help from USSR.

5. If asked about our relationship with England, then inform in the spirit of exchange of opinions at Stalin’s dacha.

6. Report that we were informed about the England proposals for peace made through Roosevelt from German side. Is it in line with the reality and what is the reply?

7. On the possible question on our relationship with USA reply, that USA is also asking us: whether we can provide support to Turkey and Iran in case of any threat arising to them. We have not yet replied to these questions.

8. Ask. Which are the borders of the East-Asian Space as per the pact of three.

9. With respect to China in a secret protocol, as one of the points of this protocol; say that it is absolutely necessary to achieve an honourable peace for China (Chiang Kai-shek); in which USSR, maybe with participation of Germany and Italy, is prepared to take the responsibility to mediate. At the same time we are not against Indonesia being recognised as belonging to the Japanese sphere of influence (Manchuguo remains with Japan).

10. Propose peaceful action (in the form of open declaration of the 4 blocs (if the outcome of the basic dialogue: Bulgaria, Turkey? and others is positive) on the condition of conservation of the British Empire (less territories under Mandate) with all the possessions that are under English control and under the condition of non-interference in European matters and immediate withdrawal from Gibraltar and Egypt and similarly with compulsion of immediate handover to Germany of its earlier colonies.

11. About Soviet-Japan relations: initially to stand within the limits of my answer to Tatskava.

12. To ask for the future of Poland: on the basis of the agreement of 1939.

13. About compensation for belongings in the Baltic states: 25% in one year, 50% and three years (in equal instalments).

14. On economic matters: in case of satisfactory direction of the dialogues — ask for the grain.

Novaya I Noveyeshaya Istoriya. No.4, 1995, pp. 77-79.
© 1997–2016
Send a message to Andrew Heninen

heninen.net
heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаНовое на сайте    Этот день в истории

Указания Сталина Молотову к поездке в Берлин

Совершенно секретно
9 ноября 1940 года

Некоторые директивы к берлинской поездке

1. Цель поездки:

а) Разузнать действительные намерения Германии и всех участников Пакта 3-х (Германии, Италия, Японии) в осуществлении плана создания «Новой Европы», а также «Великого Восточно-Азиатского Пространства»; границы «Новой Европы» и «Восточно-Азиатского Пространства»; характер государственной структуры и отношения отдельных государств в «Новой Европе» и в «Восточной Азии»; этапы и сроки осуществления этих планов и, по крайней мере, ближайшие из них; перспективы присоединения других стран к Пакту 3-х; место СССР в этих планах в данный момент и в дальнейшем.

б) подготовить первоначальную наметку сферы интересов СССР в Европе, а также в ближней и средней Азии, прощупав возможность соглашения об этом с Германией (а также с Италией), но не заключать какого-либо соглашения с Германией и Италией на данной стадии переговоров, имея в виду продолжение этих переговоров в Москве, куда должен приехать Риббентроп в ближайшее время.

2. Исходя из того, что советско-германское соглашение о частичном разграничении сфер интересов СССР и Германии событиями исчерпано (за исключением Финляндии), в переговорах добиваться, чтобы к сфере интересов СССР были отнесены:

а) Финляндия — на основе советско-германского соглашения 1939 года, в выполнение которого Германия должна устранить всякие трудности и неясности (вывод германских войск, прекращение всяких политических демонстраций в Финляндии и в Германии, направленных во вред интересам СССР).

б) Дунай, в части Морского Дуная, в соответствии с директивами т. Соболеву. Сказать также о нашем недовольстве тем, что Германия не консультировалась с СССР по вопросу о гарантиях и вводе войск в Румынию.

в) Болгария — главный вопрос переговоров — должна быть, по договоренности с Германией и Италией отнесена к сфере интересов СССР на той же основе гарантий Болгарии со стороны СССР, как это сделано Германией и Италией в отношении Румынии, с вводом советских войск в Болгарию.

г) Вопрос о Турции и ее судьбах не может быть решен без нашего участия, т.к. у нас есть серьезные интересы в Турции.

д) Вопрос о дальнейшей судьбе Румынии и Венгрии, как граничащих с СССР, нас очень интересует, и мы хотели бы, чтобы об этом с нами договорились.

е) Вопрос об Иране не может решаться без участия СССР, т.к. там у нас есть серьезные интересы. Без нужды об этом не говорить.

ж) В отношении Греции и Югославии мы хотели бы знать, что думает Ось предпринять?

з) В вопросе о Швеции СССР остается на той позиции, что сохранение нейтралитета этого государства в интересах СССР и Германии. Остается ли Германия на той же позиции?

и) СССР как балтийское государство интересует вопрос о свободном проходе судов из Балтики в мирное и военное время через Малый и Большой Бельты, Эрезунд, Категат и Скагерак. Хорошо было бы по примеру совещания о Дунае, устроить совещание по этому вопросу из представителей заинтересованных стран.

к) На Шпицбергене должна быть обеспечена работа нашей угольной концессии.

3. Транзит Германия — Япония — наша могучая позиция, что надо иметь в виду.

4. Если спросят о наших отношениях с Турцией — сказать о нашем ответе туркам, а именно: мы им сказали, что отсутствие пакта взаимопомощи с СССР не дает им права требовать помощи от СССР.

5. Если спросят о наших отношениях с Англией, то сказать в духе обмена мнений на даче Сталина.

6. Сказать, что нам сообщили о сделанных через Рузвельта мирных предложениях Англии со стороны Германии. Соответствует ли это действительности и каков ответ?

7. На возможный вопрос о наших отношениях с США ответить, что США также спрашивают нас: не можем ли мы оказать поддержку Турции и Ирану в случае возникновения опасности для них. Мы пока не ответили на эти вопросы.

8. Спросить, где границы «Восточно-Азиатского Пространства» по Пакту 3-х.

9. Относительно Китая в секретном протоколе, в качестве одного из пунктов этого протокола, сказать о необходимости добиваться почетного мира для Китая (Чан-Кайши), в чем СССР, может быть, с участием Германии и Италии готов взять на себя посредничество, причем мы не возражаем, чтобы Индонезия была признана сферой влияния Японии (Маньчжоу-Го остается за Японией).

10. Предложить сделать мирную акцию в виде открытой декларации 4-х держав (если выяснится благоприятный ход основных переговоров: Болгария, Турция? и др.) на условиях сохранения Великобританской Империи (без подмандатных территорий) со всеми теми владениями, которыми Англия теперь владеет и при условии невмешательства в дела Европы и немедленного ухода из Гибралтара и Египта, а также с обязательством немедленного возврата Германии ее прежних колоний и немедленного предоставления Индии прав доминиона.

11. О советско-японских отношениях — держаться вначале в рамках моего ответа Татекаве.

12. Спросить о судьбах Польши — на основе соглашения 1939 года.

13. О компенсации собственности в Прибалтике: 25% в один год, 50% — в три года (равными долями).

14. Об экономических делах: в случае удовлетворительного хода переговоров — о хлебе.

Новая и новейшая история. № 4, 1995, с. 77-79.
© 1997–2016
Отправить сообщение Andrew Heninen