1785
Фрагменты из книги академика Н.Я.Озерецковского
«Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому»
Часть I

…Отправился я в город Сердоболь, в 40 вёрстах от Валаама лежащий, который по-финляндски называется Сордавала и до которого от Валаама считается 25 верст открытым озером и 15 верст губою, при конце которой он лежит. Губа сия, так как и все расстояние от Кексгольма до Сердоболя на 90 верст по Ладожскому озеру простирающееся, изобилует разной величины и вышины каменистыми островами, из которых иные голы, а другие поросли ельником. Город Сердоболь лежит на косогоре, вдавшемся мысом своим в упомянутую губу; строение в нем все деревянное; населён по большей части финнами, которых в тамошнем мещанстве 606 человек считается. Из них очень немногие имеют при домах своих лавочки с мелочными товарами, некоторые производят небольшое хлебопашество, а большая их часть различными перебиваются способами. Зажиточные и почетные обыватели в разном расстоянии от города имеют свои земли (по тамошнему, гейматы), с которых получают как хлеб, так и всякие съестные припасы для собственного только содержания, от которого на продажу немного остается, и потому безземельным людям, при должностях там находящимся, ежедневную для себя пищу доставать там очень трудно. Вообще сердобольские жители больше кормятся покупным в Ладоге и в Шлиссельбурге хлебом, нежели своим собственным, который хотя и хорошо там родится, но каменистые места довольно сеять его не позволяют.

Поелику жители в сем городе и в окрестностях по большей части лютеранского исповедания, то в Сердоболе позади жила на горе находится для них изрядная деревянная церковь; российской же церкви в самом городе нет, а стоит она в двух вёрстах от города по левую сторону губы, которою надобно туда ездить из города. При церкви сей живут только священник и дьячек, и она уже очень ветха, хотя прихожан к ней и довольно много, а именно 660 человек мужеского да 580 женского пола. Прихожане сии суть наиболее кареляки и по-российски не разумеют, потому священник толкует им церковную службу на их языке, на котором печатных церковных наших книг еще не имеется. Но как все тамошние наши священники финский язык хорошо разумеют и есть из них учившиеся в семинариях, то такие могли бы перевесть по крайней мере нашу службу на финский язык, что по многим причинам было бы полезно.

Хотя в Сердоболе никаких рукоделий по сие время не заведено, кроме того, что начали делать там поярковые шляпы, однако в городе сем издавна ежегодно бывает ярманка в генваре месяце и продолжается целую неделю. На ярманку сию кроме россиян съезжаются российские и шведские финны и карелы. Важнейшие вещи, которые они привозят, суть шкурки куниц, выдр, норок, рысей и пр. Цена рысьей шкурки обыкновенно от шести до семи рублей простирается, то же стоит и выдра.

К Сердобольской округе принадлежат восемь погостов, в которых жителей, состоящих в подушном окладе, по последней переписи считается 15 837 человек, а именно:

В Сердобольском погосте –  4188.
В Якимварском погосте –  3803.
В Рускальском погосте –  440.
В Имбилацком погосте –  1682.
В Шуйстамском погосте –  1241.
В Рускальском и Пелгиярвском погостах –  1374.
В Соярвском погосте –  1377.
В Салминском погосте –  1732.

Из сих погостов Сердобольский, часть Рускальского, Имбилацкий, Соярвский и Якимварский государевы, а прочие принадлежат разным помещикам, как-то большая часть Рускальского и весь Пелгиярвский графу Бутурлину, Шуйстамский генерал-порутчику Кашкину, Салминский графам Орловым.

В Рускальском погосте в 30 вёрстах от Сердоболя внутрь земли, близ большой дороги к Нейшлоту, находится в горах прилежащих к шведской границе известная Рускальская мраморная ломка, где добывается мрамор наиболее пепельного цвета с желтыми и зеленоватыми струями; но в кряже гор, которого окружность близ пяти верст простирается, находится также мрамор и других цветов, выключая голубой и красный, а именно есть там зеленый мрамор с примесью белых, желтоватых и черных прожилков и пятен, есть серый, белый и черный вместе струями, прожилками и полосами, есть несколько бурый и серый с белыми крапинками. Наиболее работа производится в горе Белой, где ломают пепельный мрамор, который тем лучше становится, чем далее работники в глубину подаются. Для сей работы нанимаются от казны вольные люди, и мрамор употребляется в С.-Петербурге на разные казенные здания. Его привозят сюда подрядчики на крепких галиотах, на которые нагружают оный за четыре версты от Сердоболя в реке Гелюле, впадающей в Сердобольскую губу. До пристани, на Гелюле находящейся, от Рускальской ломки считается около 30 верст, чрез которые мрамор возят сухим путем, что немалого стоит труда и иждивения. Подробное описание как сей, так и других мраморных и каменных ломок в прошлом 1787 году издал на немецком языке сердобольский лютеранский протопоп Алопеус.

Погосты (кирхшпиль), прилежащие к берегу Ладожского озера от Кексгольма до Сердоболя, суть следующие: первый Гидола, второй Кронебург или Куркийоки (журавлиная река); оба сии причисляются к Кексгольмской округе; третий погост Якимвары, ближайший к Сердоболю, к округе которого и принадлежит. Позади Сердобольской губы продолжается по берегу погост Сердобольский; за ним следует Имбилацкий, потом Салминский, которым кончается Сердобольская округа и начинается уезд Олонецкий. В сию последнюю сторону отправился я водою из Сердоболя