heninen.net
heninen.netSuomi | Русский
since 1997News from The Site    On This Day in History

The Girl's School
Based on former girls' school reconstruction project,
produced by "Shtrich" Engineering Center (Petrozavodsk) in 1995

The building history
Building style analysis
The Architect

1. The building history

According to city regional plan used before 1939 the building was situated in the II district, 30-th quarter, 84-th land site. The project was created by the architect Johan Jacob Ahrenberg. The building was built in 1911 as girls' school. In 1944-91 it was used by sporting college, high school and boarding school. After 1991 the building stayed empty.

The site 84 had a rectangular form 83by 115 meters. Its Southwest side run along Aleksandovskaya Street (renamed in 1918 into School Street and later into Gagarin Street) and Northeast side formed a part of Saints Peter and Paul Street (also renamed later - to Vaalam Street in 1918 and Kirov Street later on). From the Southeast the site bordered the territory of lyceum.

To understand the city-planning situation it is useful to have a short look in the history. The narrow rock ridge Kisimjaki runs parallel to the Ljapljajärvi bay for about 400 meters and dominates the town territory. On the East end of the ridge in 1801 there was built a big Lutheran Kirk, which became the city dominated building. In 1890-s the Kirk was reconstructed and got a Gothic look with a high bells-tower to the West of it.

In 1901 a three-story building of lyceum was built some 62 meters to the West of the Kirk. The architect Ahrenberg's building was built by classicist scheme with some Gothic elements. These elements, made from the red brick, are contrasting the white stucco of the building facades. It is quite obvious, that Ahrenberg searched for the possibility of stylistic coördination of the building of lyceum with the Gothic order of the Kirk.

The girl's school was next stage of architectural use of the rocky ridge. The Stone-laying ceremony, was held, according to some sources, in April 1910 (or in 1909, by other sources) and by the end of 1911 the building was finished. This time the site on the Northwest slope of the rock that further abruptly falls to Tuhkalampi bay was used. The positioning of the building dictated the architect an asymmetrical corner solution. By this building the main part of ridge built-up was finished as the building finalized the main city ensemble of the three big public buildings. The Kisamjaenkatu street (now non-existing) was oriented to the corner part of the school. And it is quite natural that the author continued the stylistic eligibility in deciding school facades using gothic elements and red and white color palette.

This, the biggest city ensemble, built on natural rock foundation with main facades oriented to the South and to the Bay, majestically risen over small-story buildings of coastal build-up. From the North of the town it's silhouette meaning was stressed by the plain of the stadium, laying at the rock foot. It is necessary to mark the majestic rhythm of the ensemble with 58-62 meters spaces between buildings.

The ensemble exists till the Winter War, when on the 2-nd of February 1940 the Kirk was burned and the main building of the ensemble was lost. Later on the multi-store houses built in the coastal part of the city closed the view on the ensemble from the Ljapljajärvi bay and the city-planning meaning of the two building, left from the ensemble, was seriously lessened.

The main documents on the history of the girl's school building before 1939 are the drafts that are kept in Finnish archives. These drafts may be divided in two parts:

  1. The authors drawings, that were used during construction.
  2. The drawings used while reconstructing the building (in particular, a garret floor) after construction and till 1939. (Actually, two reconstructions took place - in 1927 and in 1937).

The history of the building after 1944 was reconstructed by the words of eyewitnesses, as no documents were found. The building was, in consequence, used by a sporting college, a seven-year school and as a class building of a boarding school. The metal roof was changed several times. The water supply and sewerage network was also changed. The furnaces were dismounted and the original built-in electricity lines were replaced by the open ones. It was said that at that time there were a lot of problems with sewerage system and rather often the basement was flooded by waist waters. From 1991 the building was not used and undergone the destructive effect of elements and modern vandals.

2. Building style analysis

It is clearly seen the aim of creating am ensemble of the three biggest civil buildings, with the Kirk as a main part of it.

In girl's school, as well as in lyceum building the facades dome in two colors - red brick details on white stucco walls. But if the lyceum building the main approach was a classical symmetric scheme with the accented ground floor which was enriched by gothic details, the use of gothic elements in the school building is done more consistently. The whole building is quite asymmetric with the main accent on the corner tower-like part that ends up with the characteristic two-steeple roofing and red-brick detaling.

The rocky ridge at under the building had a big westward depression that was used by the architect for placing ground floor with the facade walls clad with granite. It is interesting to note that, taking into account the height of the building in the highest corner part, the building will look as carved from the cube. This gives it extraordinary completed, steady form.

The interiors of the building that survived till our time are in the contrary very modest and have characteristics nearing them to the Modern stile.

The building of the girl's school is a characteristic architectural monument of the beginning of XX century where the Eclectic stile were mixed with the Modern style. It was build quite professionally, with good building quality and thorough modeling of the teaching process.

It should be noted that in the period when the architect tried to find a special architectural look for every building, Ahrenberg could make a remarkable urban ensemble of the three parted in time buildings, unifying them by the common stylistics and composition.

3. The Architect

Johan Jakob Ahrenberg (30.4.1847 - 10.10.1914) was born in Viborg. He graduated Free Arts Academy in Stockholm in 1875. He visited Paris, Venice, Florence and the towns of Near East and Northern Africa to finish his education. In 1885-86 he was a county architect in Viborg.

He was also known as a public person. He was a head of the Finnish Exhibition Committee during World Fair in Paris in 1878 and a Chief Architect of the Finnish department in the Word Fair in Moscow in 1882. He is also known as a writer in the history and theory of architecture. He was awarded a Silver Medal of St-Petersburg Art Academy for these books.

Ahrenberg built several schools, hospitals, establishments, apartment houses and churches in Finland, Sweden and Russia.

He made a sufficient input into the architecture of Viborg. He built there a Lyceum, Governor House, the County Government Building, Girl's Lyceum, Post Headquarters, Finnish Lyceum. He also made a project of reconstruction of Viipurinlinna for the Museum and Public Library to keep alive this monument of medieval architecture. Speaking about Ahrenberg it is also necessary to note the interior of The Throne Hall of the President Palace in Helsinki, lyceum and the girl's school in Sortavala and the church in Kajani.

In Ahrenberg's creativity one may distinguish the features of all styles of the end of XIX - beginning of XX century - the eclectical imitation of Italian Palazzo, Classicist Buildings to Neogothic and Modern. His works are marked whit high professionality, rationalism and the restraint in using decorative finish.

© 1997–2016
Send a message to Andrew Heninen

heninen.net
heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаНовое на сайте    Этот день в истории

Женская школа
По материалам проекта реконструкция здания бывшей женской школы,
выполненного инженерным центром "Штрих" (г.Петрозаводск) в 1995 году

Градостроительная история здания
Анализ стилевых особенностей здания
Сведения об авторе

1. Градостроительная история здания

По принятой до 1939 года системе городского деления, здание находилось во II районе, квартале 30, на участке 84. Его проект был выполнен архитектором Якобом Аренбергом. Здание было построено в 1911 году для женской школы. В 1944 - 1991 годах здание последовательно использовалось для размещения физкультурного техникума, средней школы и учебного корпуса школы-интерната. После 1991 года здание пустовало.

Участок номер 84 прямоугольной формы с первоначальными размерами 83 на 115 метров. Его юго-западная сторона выходила на улицу Александровскую (с 1918 года - Школьная, ныне - Гагарина), а северо-восточная на улицу Петра и Павла (с 1918 года - Валаамская, ныне - Кирова). С юго-восточной стороны участок граничил с территорией лицея.

Для понимания градостроительных особенностей постановки здания на участке следует вкратце рассмотреть историю освоения этой городской территории. Особым градостроительным значением выделялась узкая скальная гряда Кисамяни, протянувшаяся на 400 метров параллельно заливу Ляппяярви, и возвышавшаяся над остальной территорией. На восточной оконечности этой возвышенности в 1801 году было завершено строительство крупной деревянной лютеранской кирхи, ставшей доминантой всей городской застройки. В 1890-е годы кирха была перестроена и получила готический наряд вместе с высокой колокольней, пристроенной к ней с запада.

В 1901г. в 62 метрах западнее кирхи, вдоль улицы Александровской, появляется каменное трехэтажное здание лицея, спроектированное архитектором Аренбергом. При классицистической схеме здания его архитектура была решена с применением готических элементов, выполненных из красного облицовочного кирпича и контрастно читаемых на белом штукатурном фоне стены. Очевидно, что Аренберг искал возможность стилистического согласования здания лицея с готическим нарядом кирхи.

Следующим этапом застройки скального массива явилась женская школа. Закладка здания, по одним источникам, состоялась в апреле 1910 года (по другим - в 1909 году), а к концу 1911 года строительство было завершено. Проект выполнил тот же архитектор, который проектировал лицей - Якоб Аренберг. На этот раз был использован участок на северо-западном склоне скалы, далее круто падающей к заливу Тухкалампи. Градостроительное положение здания продиктовало архитектору его асимметричное угловое решение. Этим зданием заканчивалась основная застройка скального массива и завершался главный ансамбль города из трех крупных общественных зданий. На угловую часть здания была ориентирована ныне не существующая улица Кисамаенкату. Естественно, что автором была продолжена стилистическая преемственность в решении фасадов школы с готическими элементами и красно-белой цветовой гаммой.

Этот самый большой городской ансамбль, построенный на естественном скальном пьедестале, ориентированный главными фасадами к заливу и к югу, величественно читался на фоне малоэтажной прибрежной застройки. С северной стороны города его силуэтное значение было подчеркнуто расположением у подножия скалы плоскостного сооружения - стадиона. Следует отметить величественный ритм постановки зданий с паузами-разрывами между ними по 58-62 метров.

В таком виде застройка существовала до зимней войны, когда 2 февраля 1940 года кирха сгорела и ансамбль утратил свое главное здание. Градостроительное значение двух других оставшихся зданий ансамбля в позднее время было в значительной степени утрачено тем, что в кварталах прибрежной застройки были построены многоэтажные каменные здания, исключившие обозреваемость памятников со стороны залива Ляппяярви.

Основными документами по истории здания женской школы до 1939 года являются чертежи, хранящиеся в архивах Финляндии. Эти чертежи охватывают период около тридцати лет и их можно условно разделить на две группы:

  1. Авторские чертежи по зданию, по которым велось строительство.
  2. Чертежи по перестройке здания (в частности, мансардного этажа), выполненные в период после его постройки и до 1939 года (имело место две перестройки здания - в 1927 и 1937 годах).

История существования здания после 1944 года прослежена в основном по свидетельствам очевидцев, т.к. документальных материалов по этой теме не обнаружено. В здании последовательно размещались физкультурный техникум, средняя семилетняя школа, школьный корпус школы-интерната. Металлическая кровля заменялась несколько раз. На чердаке был пожар, от которого пострадала часть отопительной системы и кровля. Осуществлялась замена инженерных сетей здания (водопровода и канализации), были демонтированы печи, а вместо скрытой электропроводки была выполнена открытая на роликах. Как сообщают, в эти годы было много осложнений с системой канализации с частым подтоплением подвала. С 1991 года здание перестало эксплуатироваться, превратилось в бесхозное и подверглось разрушительному воздействию стихий и современных вандалов.

2. Анализ стилевых особенностей здания

Явственно прослеживается цель создания ансамблевого комплекса из трех крупных общественных зданий, ведущим началом в котором была лютеранская кирха.

В женской школе, как и в лицее, фасады выполнены в двухцветном исполнении: детали из красного облицовочного кирпича на белом штукатурном фоне стены. Однако, если в здании лицея, построенном Аренбергом десятью годами раньше, основным принципом планировки здания была симметричная классицистическая схема с выделением первого этажа, на которую надеты детали в духе готики, то в здании женской школы применение готических форм проведено более последовательно. Это выражено в асимметричном решении всего здания, где главный архитектурный интерес сосредоточен на угловой башенной части здания, завершенной двумя острыми готическими шпицами, с характерным оформлением - кладкой из красного кирпича.

Участок скалы в месте постановки здания имел сильный перепад рельефа с уклоном в западном направлении, что использовано автором для размещения цокольных помещений, фасадные стены которых выполнены в облицовке гранитом. Интересно отметить, что если взять за основу высотный размер здания в угловой части до верха шпицов, то все здание впишется в объем куба, это зрительно придает ему необычайно завершенную, устойчивую форму.

Сохранившиеся интерьеры здания решены автором очень скромно и совсем в ином стилевом ключе чем фасады здания. Они носят характер сближающих их со стилевыми чертами стиля модерн.

Здание женской школы является характерным памятником архитектуры эпохи начала XX века, когда стилистика эклектики уже переплеталась с чертами стиля модерн, памятником, выполненным профессионалом высокого класса, где тщательно проработана технология учебного процесса, памятником, отличающимся высоким качеством выполнения строительных работ.

К чести Аренберга следует сказать, что в век поиска для каждого здания своих особых архитектурных одежд он сумел создать замечательный городской ансамбль из трех разновременных зданий, объединив их общей композиционной мыслью, общей стилистикой.

3. Сведения об авторе

Johan Jakob Ahrenberg (30.4.1847 - 10.10.1914) родился в Выборге. Диплом архитектора получил в 1875 году, окончив Академию свободных искусств в Стокгольме. Для завершения образования был в Париже, Венеции, Флоренции, в городах Малой Азии и Северной Африки. В 1885 - 1886 годах занимал пост губернского архитектора в городе Выборге.

Аренберг проявил себя, и как общественный деятель своего времени. Он возглавлял выставочную комиссию от Финляндии на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, был руководящим архитектором финского отдела в 1882 году на выставке в Москве. Известен Аренберг и как писатель в области истории и теории архитектуры. За эту исследовательскую работу он был награжден серебряной медалью Петербургской Академии художеств.

Как архитектору, Аренбергу принадлежат проекты многих школ, больниц, учреждений, жилых домов, церквей в городах Финляндии, Швеции, России.

Особое место занимают здания, построенные Аренбергом в Выборге. К ним относятся классический лицей, дом губернатора, дом губернского правления, женский лицей, почтамт, финский реальный лицей. Он выполнил также проект реставрации и приспособления Выборгского замка под музей и библиотеку, предполагая сохранить его как памятник средневековой архитектуры. К работам, выполненным Аренбергом в других городах, следует отнести интерьер тронного зала в Президентском Дворце в Хельсинки, лицей и женскую школу в Сортавала, церковь в Каяни.

В творчестве Аренберга отразились все стилевые особенности, отличающие архитектуру конца XIX и начала XX века, от электрических подражаний итальянским палаццо, классицистическим зданиям до увлечений неоготикой и модерном. В его работах следует отметить высокий профессионализм, рациональность планировки зданий, сдержанность в применении декоративных средств в отделке.

© 1997–2016
Отправить сообщение Andrew Heninen