heninen.net
heninen.netSuomi | Русский
since 1997News from The Site    On This Day in History

Suistamo

First mentions of Suistamo are met in XVI century. At that time the territory was a part of Sortavala circuit. In 1589 the orthodox church was opened in suistamo and in 1650 it becomes a senter of a new circuit.

In 1721, when Sweden lost the Northern war, Viborg and Ladoga Karelia (so-called Old Finland) were joined to Russia. They formed a new Viborg province.

Initially Suistamo tounship was croun land, but in 1730 was presented to St.Trinity monastery, which owns it till 1764.

Academitian N. Ozeratskovsky in his book "Travelling by Ladoga and Onego lakes" writes the following:
There are eight townships belonging to Serdobol circuit with able inhabitants, according to the last census ... in Shuistamo township - 1241. Of this areas Serdobol, part of Ruskeala, Impilahti, Suojärvi and Jakimvaara township are crown lands, others are owned by different landlords ... the lands of Shuistamo township owned by Lt.-General Kashkin.

In 1797 Suistamo again became crown land.

In 1811 Viborg province became a part of Autonomous Grand Duchy of Finland, that itself became a part of Russian Empire.

The wooden Orthodox St.-Nicolas church was build by the project of the outstanding Finnish architect Johan Carl Ludvig Engel in 1844. Initially classicism style building had a bell-tower that does not live till our times.

In 1885 a basic school was opened in Suistamo.

In September 1918, after Finland got it independence, a college for basic school teachers was opened in Suistamo. The college buildings ensemble has not survived.

Not far from St.-Nicolas church a Parish Hall was built in 1920. Close to the building, erected in early Finnish functionalism style, there is a common grave of the heroes of 1918. On the left side of the monument pedestal there is a Karelian coat of arms, on the right - a cross. On the front side a list of 7 men, buried here. The granite monument of a solder is now broken and some parts of it can still be found nearby.

On the old churchyard there are the graves of rune singer Iivana Onoila and weeper Matjo Plattonen. The cousins are representatives of the old rune singers family Sotikainen, originating from Sotik of Loimola.

Onoila (deceased 1924) was a performer of runes and charms. He became well-known after his performance at the folklore feast in Sortavala in 1896.

Plattonen (deceased 1928) was a funeral and marriage weeper and also a rune singer. Around 20 new charms were written down from her. In 1906 performed at the folklore feast in Sortavala. In 1924 was awarded government pension for her input into support of national culture. In 1928 took part in the international cultural congress in Budapest. Wiped at the funerals of Iivana Onoila.

Monuments on their graves were erected by "Kalevala" society.

The well known rune singers family Shemeikka is also connectet to Suistamo circuit. The husband and wife rune singers Iivana Härkönen (03.09.1827 - 07.07.1905) and Pelagia Sotikainen-Härkönen (09.10.1834 - 23.02.1899) are buried on the new Suistamo graveyard.

In 1924, after Matkaselkä - Suojärvi railway was finished, Suistamo became a railway stop.

In 1928-1929 there were 13 schools in the circuit.

By 1930 there lived 7919 people in 24 settlements in the circuit. By 1936 their number roused to 8094 and by 1939 roused to 8986.

Orthodox parish constituted 7650 in 1939.

With the worsening of Soviet-Finnish relations in the autumn 1939 a military unit was moved to Suistamo.

In the early winter, right after Soviet attack the villages of the eastern part of circuit were evacuated.

By December 15-th Soviet troops were stopped at Kollaa River.

Solders came to rest in Suistamo on skis, had some rest and in the evening returned on skis to the frontline. Despite almost everyday Soviet attacks and lost of 56% of the people, Kollaa River line was held by Finnish troops till the end of warfare in March 1940.

After the Winter War, according to the March 12-th 1940 Treaty the circuit territory became Soviet. All the inhabitants were evacuated.

With the beginning of military operations in the summer 1941 Finnish troops under the command of General Talvela by the middle of July returned Suistamo territory.

On June 21-st 1944 there started Soviet offencive from Svir River, which was stopped along the line Lemetti-Käsnäselkä.

According to September 19-th 1944 Treaty Suistamo again became Soviet territory. The population again left the region.

At Soviet times there was a pioneers camp (children summer rest-place) in Suistamo. Parish Hall was used for administrative needs and St.-Nicolas church - as a kitchen and a dining room. Gravestones from old cemetery were used for football goals marking.

A memorial to Finnish warriors of 1939-1944 was erected by Finnish "Suistamo" society in 1992 on the territory of the cemetery were initial gravestones were destroyed at Soviet times. The names of 270 Suistamo-born warriors, killed on the Ward war II fronts are encrypted on the stone wall.

© 1997–2016
Send a message to Andrew Heninen

heninen.net
heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаНовое на сайте    Этот день в истории

Суйстамо

Первые упоминания о Суйстамо относятся к XVI веку, когда территория эта относилась к Сортавальскому погосту. В 1589 году в Суйстамо была освящена православная часовня, а в 1650 году он стал центром самостоятельного прихода.

В 1721 году, после поражения Швеции в Северной войне, Выборгская и Ладожская Карелии (так называемая Старая Финляндия) были присоединены к России. Из них была образована Выборгская губерния.

Первоначально Суйстамская волость была дворцовой землей, но в 1730 году была передана Троицкому монастырю, который владел ею до 1764 года.

Академик Н.Я.Озерецковский привел в своей книге "Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому" следующие сведения о Суйстамо:
К Сердобольской округе принадлежат восемь погостов, в которых жителей, состоящих в подушном окладе, по последней переписи считается ... в Шуйстамском погосте - 1241. Из сих погостов Сердобольский, часть Рускальского, Имбилацкий, Суоярвский и Якимварский государевы, а прочие принадлежат разным помещикам, как-то ... Шуйстамский - генерал-порутчику Кашкину...

В 1797 году земли Суйстамо также перешли в разряд казенных.

В 1811 году Выборгская губерния воссоединилась с остальной частью Финляндии, входившей в состав России в качестве автономного Великого Княжества.

Православная деревянная Никольская церковь была воздвигнута по чертежам выдающегося финского архитектора Йохана Карла Людвига Энгеля в 1844 году. Первоначально здание, выполненное в стиле классицизм, имело колокольню, не сохранившуюся до наших дней.

В 1885 году в Суйстамо была открыта народная школа.

После обретения независимости, в сентябре 1918, в Суйстамо была основана семинария для подготовки учителей начальных школ. Комплекс зданий семинарии не сохранился.

Неподалеку от Никольской церкви в 1920-е годы был построен приходской дом. Рядом со зданием, сооруженным в стиле раннего финского функционализма, располагается братская могила героев 1918 года. На левой стороне постамента изображен карельский герб, на лицевой - фамилии 7 захороненных здесь человек, на правой стороне - крест. Первоначально на постаменте находилась гранитная фигура воина. Отдельные фрагменты утраченной статуи лежат неподалеку от постамента.

На старом приходском кладбище расположены могилы рунопевца Ийвана Онойла и плакальщицы Матьо Платтонен. Двоюродные брат и сестра - представители рунопевческого рода Сотикайнен, ведущего свое начало от Сотика из Лоймола.

Онойла (умер в 1924 году) - исполнитель рун и заговоров. Приобрел известность в 1896 году после выступления на фольклорном празднике в Сортавала.

Платтонен (умерла в 1928 году) - исполнительница свадебных и похоронных причитаний, а также рун. От нее было записано около 20 заговоров. В 1906 году выступала на фольклорном празднике в Сортавала. В 1924 году была удостоена правительственной пенсии за вклад в сохранение национальной культуры. В 1928 году участвовала в работе международного культурного конгресса в Будапеште. Исполняла причитания на могиле Ийвана Онойла во время его похорон.

Памятники на могилах установлены обществом "Калевала".

С приходом Суйстамо были связаны и рунопевцы из знаменитого рода Шемейкка. На новом приходском кладбище захоронены также супруги-рунопевцы Ийвана Хяркёнен (03.09.1827 - 07.07.1905) и Пелагия Сотикайнен-Хяркёнен (09.10.1834 - 23.02.1899).

В 1924 году, после завершения строительства 108-км. участка Маткаселкя - Суоярви, Суйстамо становится железнодорожной станцией.

В 1928-1929 годах в приходе действовало 13 народных школ.

Общее число жителей прихода составляло к 1930-му году 7919 человек (24 населенных пункта), к 1936 году - 8094, а к 1939 году - уже 8986.

Православная община насчитывала к 1939 году 7650 прихожан.

Осенью 1939 года, в связи с обострением международной обстановки, в Суйстамо для проведения экстренных учений была расквартирована воинская часть.

В начале зимы, сразу же после нападения СССР, все деревни восточной части прихода были эвакуированы.

К 15 декабря наступавшие советские части были в ходе ожесточеннейших боев остановлены на рубеже реки Коллаа.

Солдаты приходили на лыжах в Суйстамо прямо с передовой, отдыхали и вечером уходили на лыжах назад на линию фронта. Несмотря на почти ежедневные советские атаки и 56% потери среди личного состава, рубеж Коллаа удерживался финскими войсками до окончания боевых действий в марте 1940 года.

По завершении Зимней войны, согласно договора от 12 марта 1940 года, вся территория прихода отошла к СССР. Население было полностью эвакуировано.

С возобновлением боевых действий летом 1941 года, финские части под командованием генерала Талвела вернули к середине июля территорию Суйстамо.

21 июня 1944 года началось наступление советских войск со Свири, остановленное к 4 августа на линии Леметти - Кясняселькя.

По договору от 19 сентября 1944 года Суйстамо вновь отошло к СССР. Население покинуло территорию прихода.

В советское время в Суйстамо размещался пионерский лагерь. Приходской дом использовался для административных нужд, а православная Никольская церковь - в качестве кухни и столовой. Могильные плиты со старого кладбища использовались для обозначения ворот на футбольном поле.

Памятник финским воинам 1939-1944 годов был установлен обществом "Суйстамо" в 1992 году на территории кладбища (первоначальные надгробия не сохранились). На плите выбиты имена 270 человек - уроженцев Суйстамо, погибших на фронтах второй мировой войны.

© 1997–2016
Отправить сообщение Andrew Heninen