heninen.net
heninen.netSuomi | Русский
since 1997News from The Site    On This Day in History

To the history of the town of Olonets and its surroundings

In the department of manuscripts of St.Synod Archive there are several bound manuscripts collections, belonging to His High Regend Ignatiy, former Archbishop of Olonets. Looking through the different articles, enclosed in these collections I found two short notes concerning the town of Olonets and Olonets Uezd and, with understood curiosity, paid special attention to those notes.

I found that they were sent to archbishop Ignatiy in June 1836 by the Olonets citizen Ivan Kondratyev. Sending his work attached to the special letter to His High Regend, Ignatyev begged the archbishop to pardon the style of his notes as "except for the alphabet had to lean literacy by himself" and to treat them favorably, in order "to encourage him to the further similar researches".

"Only few written notes, telling about the time of foundation of Olonets came to our times" - writes Ivan Kondratyev to His High Regend, - "and most information about that times and the battles and other remarkable events it the region comes from the old tales, though most of them have irrefutable evidence. The meaning of the names Olonets, Korela, Aunus, Livvin is now not known not only to Russians, but to Karelians too. Learning and looking through this, knowing Karelian and, partly, Finnish languages, I found the beginnings and causes of aforesaid and some other Karelian names of the valuable and remarkable places around Olonets, with especial attention to the places where the Gods Temples are built. And I made these notes with the aim that this knowledge would not pass in vain".

It is quite obviously, that Mr.Kondratyev could not have the right understanding and exact data on the issues, concerning the initial colonization of Olonets Uezd. And that can be easily found in his notes. But his attempt of philological approach to the names of the settlements, lakes and rivers in Olonets Uezd deserves attention. And it is this attempt that gives his manuscript the interest, giving it the right to be fully published in this collection of works, dedicated to Olonetz region. It would be useful to make a critical revision of Mr.Kondratyev philological researches, to correct and enrich them, but to my pity, I cannot do that as do not know Karelian well enough.

Except for his philological researches, Kondratyev's notes include some interesting historical tales. For example, the tale about ancient houses, that inhabitants of near border Olonets villages built or the tale about establishing the border line between Russia and Sweden in 1617. The notes also content the first written down tale about the meeting of Peter the Great with the inhabitants of Olonets during one of His Majesty visits to Martial Waters.

The notes on foundation of Olonets and explanation of the origin of different Karelian words and names of remarkable places

25. Kondusha. Kondusha is called in Karelian Stroychan-kondu, what means St-Trinity's due to the nearby Monastery of Alexander Svirsky, to mark the difference with Pogranichnye Kondushi. Kondu is the name for a land plot used by one owner and that also mean that the owner's house situated at some distance from it. Near this village, situated on the shore of the Ladoga Lake and also between this village and the other one, sitting on the Swedish side there are two stones, called raja-kivet in Karelian, what means "border beginning stones"¹.

26. Pogranichnaya Kondusha. The village Pogranichnaya Kondusha is called in Karelian Raja kondu. Raja means the edge, the border. There are cuttings on them: from Russian side - eight-edges cross and from Swedish side - the horseshoe and several slightly visible Swedish letters meaning the year 1617. From those stones the border was set as follows: Russian and Swedes, equipped with the watches, went over the places of a border to be during two hours. And as each side wanted to get better places, they often went through villages, dividing them onto two parts, as they still exist now.

By E.M.Prilezhaev
Olonetsky sbornik: Materials on History, Geography, Statistics and Ethnography of the Olonets region, Issue 3, Petrozavodsk 1894.

¹ One of the stones, mentioned by Mr. Kondratyev is so called "Varashev's stone" laying in the Ladoga lake near Pogranichye Kondushi village near the shore, some 10 sazhens from granite cape. This is a big stone of red granite lays in the water, showing about 2 arshins over it. This stone really marked the border line set between Russia and Sweden in accord to 1617 Stolbovsky Treaty. In the demarcation document of that time (October, 1618) it is called a"Varachin Stone, also known as Varachin" and it is noted that tere were cut "the cross in the circle and the crowns and the year number" on it. The latest and the best archeology note about Varashev's stone was published in the 10th volume of "Drevnosty", published by the Moscow Archeology Sosiety (Moscow, 1885, pp. 102-104) and in the 2nd issue of "Olonetsky sbornik" (Petrozavodsk, 1886). In those notes there is a mention about the secon stone, also mentioned in Kondratyev note. It is said that the stone is near the Serdobol post highway between the Pogranichnye Kondushi village in Olonets Uesd and the house of Virdilä custom point in Finland and that stone is without doubt a continuation of border line, set by Stolbovsky Treaty and the cutting on it are Swedish Crowns and letters of non-Russian alphabet. Of cause, Kondratyev made a mistake, when he took Swedish crowns for the horseshoe, In the afrosaid 1618 demarcation document it is clearly written: "Borders and marks from the both sides were correctly found, investigated, set and erected according the old documents rightly as it was in the old times. And the signs on that border marks are set from the side of our Great Sovereign His Majesty the Tsar and from the Russian State there were set crosses and from the side of the Noble Sovereign His Majesty the King and from the Sweysky State there were set crowns. And on other places there were dug pits and filled with the coal" (First full edition of the Laws of the Russian Empire, vol.1, N19, p.203). E.P.
Dictionary:
Sazhen - old Russian measure of length, about two yards
Arshin - old Russian measure of length, about thirty inches
Uesd - first-level administrative unit in the Great Principality of Moscow and Russian Tsardom and second-level administrative unit in the Russian Empire
© 1997–2016
Send a message to Andrew Heninen

heninen.net
heninen.netEnglish | Suomi
с 1997 годаНовое на сайте    Этот день в истории

К истории города Олонца и его окрестностей

В архиве Св.Синода, в отделе рукописей, хранится несколько переплетенных рукописных сборников, принадлежавших высокопреосвященному Игнатию, бывшему архиепископу Олонецкому. Пересматривая разнородные статьи, заключающиеся в означенных сборниках, я встретил между ними две записки, касающиеся города Олонца и его уезда, и с понятным любопытством обратил на эти записки особенное внимание.

Оказалось, что они были присланы к архиепископу Игнатию в июне 1836 года, а составителем их был мещанин города Олонца Иван Кондратьев. Посылая свой труд при особом письме на имя высокопреосвященного, Кондратьев просил архипастыря снисходительно отнестись к недостаткам его записок, так как он, "кроме азбуки, научился грамоте самоучкой", - благосклонно принять посылаемое и "тем поощрить его на дальнейшее время к подобным же наблюдениям и изъяснениям".

"О времени населения и основания Олонца дошли до нас, - писал любознательный Кондратьев его высокопреосвященству, - некоторые только письменные записки, и как о сем, так и о бывших военных происшествиях и прочих достойных замечания событиях, дошли до нас изустные только предания, впрочем основанные большею частью на неопровержимых доказательствах. Что означают названия: Олонец, Корела, Анус, Ливвин, не только русским, но и корелякам поднесь неизвестно. Испытуя и любомудрствуя о сем, при способе знания корельского и частью финского языков, нашел я начала и причины как означенных, так и прочих корельских названий значительных и примечательных, мест окрестностей Олонца, обратя притом особое внимание на те места, где имеются св.Божьи храмы. И дабы оные не могли дотоле оставаться в безгласности, составил я записки".

Само собою понятно, что по вопросу о первоначальной колонизации Олонецкого уезда Кондратьев не мог иметь верного представления и точных сведений, что и обнаруживается в его записке; но сделанная им попытка филологически объяснить корельские наименования разных Олонецких селений, озер и рек заслуживает внимания. Эта именно попытка и придает его рукописи тот интерес, ради которого главным образом стоит целиком уделить ей место в печатном органе Олонецкого края. Хорошо бы при этом было сделать критическую оценку филологических розысканий Кондратьева, поправить и дополнить их, но я, к сожалению, не владею необходимым для того знанием корельского языка.

Кроме филологических объяснений, записки Кондратьева содержат в себе несколько любопытных исторических преданий. Например, любопытно предание о тех жилищах, какие в давнюю старину строили для себя пограничные со шведами олончане; или предание о том, как в 1617 году русские и шведы проводили пограничную черту между своими владениями. Впервые также записано здесь предание о встрече Петра Великого жителями г.Олонца, во время одного из путешествий Его Величества к Марциальным водам.

Записка о населении и основании Олонца и изъяснение происхождения разных корельских слов и примечательным местам названий

25. Кондуша. Кондуша называется по-корельски Стройчан-конду, что означает Троицын (по близкому расположению Александро-Свирского монастыря), в различие от Пограничной Кондуши. Конду есть собственное название одного участка земли, обрабатываемого одним хозяином; и под сим же следует разуметь, что самое жилище владельца есть в некотором расстоянии.

26. Пограничная Кондуша. Деревня Пограничная Кондуша называется по-корельски Рая конду. Рая означает черту, границу. Близ сей деревни, на берегу Ладожского озера и между оною деревнею и другою таковою же, лежащею на шведской стороне, называемой Грозной, есть два камня, называемые по-корельски рая-кивет, т.е. "камни начала границы"¹. На них имеются изображения высеченные: с Российской стороны - крест осьмиконечный, а со Шведской - подкова лошадиная, и на последней несколько истершихся шведских литер, с означением 1617 года. От сих камней проведена была граница следующим образом: русские и шведы, имея при себе часы, шли по предполагаемым для границы местам поочередно и по два часа времени; посему каждая сторона, выгадывая себе в свою очередь лучшие места, часто проходила поперек деревни, разрезывая оные на обе стороны, как они и теперь еще существуют.

Сообщил Е.М.Прилежаев
Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края, выпуск 3. Петрозаводск, 1894.

¹ Один из камней, о которых упоминает Кондратьев, это - так называемый "Варашев камень", который находится на Ладожском озере, близ Пограничных Кондуш, около самой окраины берега, в 10 саженях от гранитного мыска, и представляет из себя большой красного цвета валун гранита, отдельно лежащий в воде и возвышающийся на 2 аршина над уровнем озера. Этот камень, действительно, служил начальным межевым знаком той пограничной линии, которая была проведена между Россией и Швецией после Столбовского договора 1617 года. В современной межевой записи, составленной в октябре 1618 года, он назван "Варачев камень, Варачин тож", причем отмечено, что на нем сделана и "грань, - крест в кругу, да короны и годовое число". Последняя по времени и лучшая археологическая заметка о Варашевом камне была напечатана в 10-м томе "Древностей", издав. Московским Археологическим Обществом (Москва, 1885, стр. 102-104), и во 2-м выпуске "Олонецкого Сборника" (Петрозаводск, 1886). В этой заметке есть также речь и о втором камне, упоминаемом в записке Кондратьева; именно, сообщается, что этот камень находится у полотна дороги Сердобольского почтового тракта, между деревнею Пограничные Кондуши, Олонецкого уезда, и домом Вирдильской таможенной заставы в Финляндии; что он, без всякого сомнения, есть продолжение пограничной черты, определенной межевыми знаками по Столбовскому договору, и что в высечке на этом камне находятся шведские короны и буквы не русского алфавита. Кондратьев, разумеется, сделал ошибку, приняв шведские короны за лошадиные подковы. В упомянутой межевой записи 1618 года ясно об этом сказано: "Межи и грани у нас (межевальных послов) с обеих сторон праведно сысканы, смотрены и разлучены, и кладены по старожильцевым сказкам вправду, как изстари бывало. А грани на тех местах ныне кладены: Российскаго Государства с стороны деланы кресты, а с Свейскаго Государства стороны деланы короны, а в оных местах копаны вообще ямы и насыпаны углем" (1-е Полное Собрание Зак. Рос. Имп., т.1, N19, стр.203). Е.П.
© 1997–2016
Отправить сообщение Andrew Heninen